Ещё немного до войны...

19 Июнь 2023 269
Офицеры - участники автопробега, дети из дома малютки. Все ещё живы.
Офицеры - участники автопробега, дети из дома малютки. Все ещё живы. Фото автора.

Помните, читатели, как пронзительно пел Иосиф Кобзон - трёхлетний малыш в год начала войны: «... В классах десятых экзамены завтра,/ Вечный огонь у Кремля не пылает./ Всё впереди, всё пока накануне,/ Двадцать рассветов осталось счастливых./ Год сорок первый, начало июня…/ Все ещё живы, все ещё живы, /Все ещё живы, все, все, все…». «Довоенный вальс» поэта Феликса Лаубе, мальчишки, которому в том сорок первом было 7, и композитора Павла Аедоницкого, ему было 18 - студент мединститута, что в вой­ну служил в эвакогоспитале на волжском теплоходе… Июнь вновь памятно разделяет жизнь поколений патриотов на «до и после» 22-го, на «до и в» - Великой Отечественной. И в наши нынешние дни, такие же тревожные и боевые, особенно остро ощущается, во имя чего тогда, в 1941-м, по призыву Родины-матери поднялись на защиту советские люди, от мала до велика… Всё и все - во имя Отчизны, ради Победы…. Как сложно быть из будущего… Из того, послевоенного времени, что началось в светлом мае 1945-го, 9-го, озарившем радостью и болью осознания тёмные 1418 суток. Радостью - мы победили! Болью - не все уже живы… И как важно заглядывать в прошлое, перелистывать архивные подшивки газеты, ещё «Красного Крыма», чтобы чувствовать, впитывать жизнь «до и в» Великой Отечественной. Какими они были мирные дни «год сорок первый, начало июня».

Несколько номеров

Их немного сохранилось в лихолетье войны - чудом спасённые коллегами и архивистами номера с мирными вес­тями на страницах, весёлыми улыбками на фото, планами свершений к 20-летию Крымской АССР и мечтами о хорошем отдыхе в летнем Крыму… Мы знаем, что прошло совсем немного времени и все планы, мечты перечеркнула война. Как волнительно перелистывать страницы, помнящие тепло рук иных поколений коллег, полиграфистов, читателей. Вчитываться в строки, написанные журналистами, вглядываться в снимки фотокорреспондентов, с которых улыбаются люди того времени. Они совершали поступки, о них писали, их лики сохраняли, как оказалось, для вечности; наборщики и верстальщики складывали литеры и гранки в полосы, дежурные корреспонденты, корректоры, замредактора Абрам Райчук и редактор Евгений Степанов сверяли всё и подписывали номера; полиграфисты 1-й Крымской гостипографии (ныне - издательство «Таврида», что находилась неподалёку от редакции на тогдашней улице Карла Маркса, оформляли всё на бумагу, чтобы на рассвете экспедиторы развезли свежие номера газеты по всему полуострову, чтобы разнесли их почтальоны, чтобы киоскёры «Союзпечати» выложили на стендах, чтобы читатели прочли…. Как много номеров не сохранилось. Как много тех, о ком писали, кто писал, кто создавал, кто читал, через мгновения стали вечностью, болью войны, собою оплатив мирную жизнь будущих поколений… 

В номере за 1 июня 1941-го рассказ «Москва - Ялта - на велосипедах». Заметка ялтинского корреспондента без подписи, но, возможно, писал Михаил Сохань, что совсем скоро станет крымским партизаном, комиссаром отряда. «30 мая, в 8 часов вечера, в Ялту прибыли участники велопробега Москва - Ялта, слушатели Военной Краснознамённой ордена Ленина академии имени Михаила Фрунзе». Командир пробега, в котором участвовали 13 человек, старший лейтенант Сидоров рассказал: «Старт нашему велопробегу был дан 13 мая в Москве, на территорию Крымской АССР мы вступили 27 мая. За 16 ходовых дней, пройдя 1936 километров. Мы посетили исторические места Полтавской битвы, где Пётр Первый разбил шведов, Орлово-Кромского сражения, где был осуществлён гениальный план товарища Иосифа Сталина по разгрому Антона Деникина, побывали на местах Перекопских боёв, переходили вброд Сиваш в том месте, где в 1920-м переходила его 15-я стрелковая дивизия, посетили Севастополь. Проезжая по Крыму, мы видели, как богато, зажиточно живут колхозники. Мы любовались живописными местами Южного берега Крыма. Пробег показал нашу натренированность и выносливость. Он ещё более закалил нас. Мы возвращаемся из велопробега бодрыми и здоровыми». Молодые крепкие офицеры так светло улыбаются, глядя в объектив фотокамеры Эммануила Бендицкого (погиб при обороне Севастополя в начале 1942-го - по последнему снимку, хотя в семье считают, что с женой Анной, сыновьями Анатолием и Владимиром погиб на теплоходе «Армения» 7 ноября 1941-го). Они только успели вернуться в Москву, как пришлось срочно отбыть в расположение частей, вступать в бой с фашистами. Дошагал ли кто-то до победы, ни старший ли лейтенант Михаил Сидоров был во главе группы - тот, что погибнет в 1944-м в Прибалтике…

Судьбы, имена

Смогли ли дошагать, вернуться к мирным свершениям ещё одни герои фотоснимка Эммануила Бендицкого - выпускники Крымского сельскохозяйственного института имени Михаила Калинина В. Бабель, Б. Аджигильдиев, Е. Карташева и А. Петров, сдавшие первый госэкзамен «на отлично». Быть может, это Бешер Аджикильдиев, погибший на Северном Кавказе в 1942-м, или Абляс Аджигильдиев, погибший в 1943-м в Орловской области, Александр Петров, павший в 1944-м в Прибалтике, или Александр Петров, погибший в 1942-м в Карелии, а может Александр Петров, пропавший без вести в 1944-м, как значится в архиве Министерства обороны на портале «Память народа». Или всё же выжившие Александр, Анатолий, Алексей Петровы - крымчане подходящего возраста, и Виктор Бабель, тоже дошагавший до Победы. А вот о Елене (Евгении) Карташевой мы так совсем ничего и не знаем, в базе данных потерь только мужчины с этой фамилией… Хотя нет, знаем, главный экзамен - на верность Родине они, как и большинство выпускников тех лет, большинство советских граждан, сдали «на отлично». И герои публикации за 4 июня сдали: «Среди зачисленных в кандидаты Севастопольского военно-морского училища береговой обороны имени Ленинского комсомола Александр Филатов из Курска, Николай Пигалев из Ивановской области, его старший брат давно закончил это училище, второй брат сейчас ещё учится здесь». О судьбе курсантов Александра Филатова и Николая Пигалева узнать не удалось, но парни с такими именами и схожим возрастом числятся по данным военного архива погибшими, погиб точно и средний брат Николая - Михаил Пигалев, в боях за Севастополь, старшему Александру повезло выжить. Знаем по архиву - выжила военврач Анна Штахановская, что 3 июня выиграла шоссейные велогонки на приз нашей газеты. А вот о судьбе второго победителя В. Олейникова - не знаем, возможно, один из Василиев, первый пропал без вести в 1942-м, второй - в 1945-м, или из Владимиров, о которых только известно - были ранены, а может, всё же Василий. Не знаем и о судьбе героя публикации тракториста Бахчисарайской МТС стахановца А. Блудова, в полтора раза превысившего норму обработки земли. Есть данные об Анатолии, но ему в 1941-м 15 было, школьник ещё, возможно, тракторист - Иван (могла быть опечатка) Блудов, танкист, погибший в 1942-го на Харьковщине…

Успели ли взрослые спасти ребятишек из Симферопольского дома малютки? Вот на газетном фотоснимке они гуляют с воспитательницей
Е. Ласковской. А вот А. Легуша, стахановка совхоза №5 Крымконсервтреста радостно показывает урожай земляники. Как сложилась судьба женщины, не её ли родные Николай, Владимир - в списках военного архива… Ребята из фаб­рично-заводских школ улыбаются с довоенных снимков в газете.. Дмитрий Филь погиб в 1943-м под Сталинградом, Владимир Лось в Прибалтике в 1944-м, о Р. Исмаилове, Н. Рыбе, М. Латышеве, И. Сейтбалы, И. Хорунжеве ничего не знаем. Как и о краснофлотцах-машинистах со снимка Павла Савченко (погиб при обороне Севастополя), которых перед вступ­лением на вахту (20 июня) инструктировал Григорий Прут, служил на линкоре «Севастополь», награждён медалью «За отвагу» и орденом Отечественной войны. Орденами Отечественной войны награждены и два Семёна - Коган из Симферополя, ещё один Семён погиб в 1944-м в Ленинградской области. Возможно, кто-то из них перед войной писал в газету о «красивейшей в Симферополе улице Максима Горького», той, на которой уже осенью появятся фашистские виселицы и имя будет Таврическая...

Но ещё начало июня, несколько «рассветов осталось счастливых». Впереди лето, ещё немного мир, и ещё живы 22 жителя севастопольской улицы Подгорной, трое ребятишек - 13-летняя Леночка Каретникова, 3-летний Вадик Бабаев и 9-месячный Виталик Годуадзе, самые первые жертвы войны, ещё живы пограничники Александра Савченко, семьи героев Брестской крепости… Все ещё живы. Самая короткая ночь сорок первого, предрассветную тишь которой нарушат фашис­ты, ещё не наступила… Не забываем, земляки!

Наталья БОЯРИНЦЕВА.