Свобода стройки

14 Июнь 2023 469
Новый законопроект позволит сократить сроки строительства многоквартирных домов.
Новый законопроект позволит сократить сроки строительства многоквартирных домов. Фото Анны Кадниковой.

Правительство России предлагает предоставить работающим в Крыму застройщикам возможность пользоваться преференциями для участников действующей на полуострове свободной экономической зоны. Соответствующий законопроект находится на рассмотрении Госдумы и уже принят в первом чтении Комитетом по экономической политике. В случае вступления норматива в силу процедура предоставления земли под строительные проекты упростится, а сроки оформления градостроительной документации сократятся.

Напомним: свободная экономическая зона (СЭЗ) на территориях Крыма и Севастополя создана на срок 25 лет (действует до 31 декабря 2039 года). Статус участника СЭЗ предоставляется при реализации инвестиционных проектов с объёмом капвложений не менее 60 млн. рублей (для субъектов малого и среднего предпринимательства - 6 млн.). Резиденты освобождаются от таможенных пошлин и налогов. Кроме того, с 1 января 2022 года запущена программа льготного кредитования участников СЭЗ с субсидированием процентной ставки по кредиту. Ставка по таким кредитным договорам составляет 2-4% годовых. Льготный кредит предоставляется при условии реализации проекта в одной из приоритетных отраслей экономики региона.

- Президент России поставил задачу ещё более высокими темпами привлекать инвестиции в Крым и Севастополь. В этих целях подготовлен законопроект, предусматривающий возможность реализации в рамках режима СЭЗ проектов по строительству жилья, - комментирует глава Комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин. - Потребность в улучшении жилищных условий существует во всех субъектах РФ, но для Крыма и Севастополя этот вопрос является наиболее актуальным. Темпы жилищного строительства должны быть увеличены. Льготы для застройщиков будут заключаться, прежде всего, в предоставлении без торгов земли в аренду с последующим выкупом. Это позволит повысить оперативность и окупаемость проектов. 

Речь идёт о преференциях при градостроительной деятельности и землепользовании - застройщикам станет проще выбирать и получать участки для возведения многоквартирных объектов. Вторая мера поддержки - возможность государственного субсидирования привлекае-
мых застройщиками кредитов. В то же время особый режим налогообложения и обложения страховыми взносами, согласно пояснительной записке к законопроекту, к застройщикам применяться не будет.

Комментируя законопроект, глава республики Сергей Аксёнов отметил, что новые возможности для инвесторов ускорят развитие строительной сферы в регионе, благодаря чему большее число крымчан сможет улучшить жилищные условия.

- Рост объёмов жилищного строительства отвечает национальной цели развития России. Для её достижения Крыму и Севастополю до 2030 года необходимо ввести более 14 млн. квадратных метров жилья и улучшить жилищные условия более 650 тыс. семей, - отмечает глава республики.

Законодатель предлагает крымскому правительству предусматривать в договорах о выделении земельных участков под застройку дополнительные обязательства для инвесторов. Например, республиканские власти смогут обязывать их передавать в государственную или муниципальную собственность часть построенного жилого фонда. 

- Мы долго ждали этот законопроект, участвовали в обсуждениях с правительством в деловой среде по этому поводу. Никаких сложностей в его реализации не видим: норматив понятен и прозрачен, - говорит директор работающей в Крыму компании-застройщика Тимур Власенко. - Предлагаемые изменения позволят нам сократить сроки выхода на строительную площадку с момента подписания инвестиционного соглашения минимум на полгода. То есть, если сегодня в базовом режиме этот цикл занимает от года до полутора, то в случае вступления застройщика в СЭЗ данные сроки могут быть сокращены до полугода. Это касается преференций, связанных со строительной документацией. 

Дело в том, что сейчас строить многоквартирные дома можно лишь на участках, расположенных в соответствующей территориальной зоне, предусмотренной генеральным планом муниципалитета и правилами землепользования. Если участок не соответствует виду возможного использования, рассматривать его для реализации строительного проекта нельзя. После вступления в силу нового законопроекта застройщик сможет выбирать участки, в том числе, среди не предусмотренных для размещения жилых объектов. Законодатель предлагает предоставить инвесторам право менять вид разрешённого строительства на понравившейся территории. Подобная свобода, надо сказать, вполне может обернуться злоупотреблениями со стороны инвесторов. Не секрет, что мало кто из застройщиков рвётся осваивать свободные участки, облагораживать пустыри и подводить к новым площадкам требуемую инфраструктуру. Зонами притяжения остаются места с хорошими видами - вблизи водоёмов, парков и морского побережья, а также центральные участки муниципалитетов. В связи с этим есть все основания считать, что именно эти территории будут пользоваться спросом, после того как застройщики получат карт-бланш на выбор площадок. В этом случае остаётся рассчитывать лишь на здравомыслие крымского правительства, которое, согласно законопроекту, будет утверждать предлагаемые застройщиками проекты. 

Елена ЮМАНОВА.