Как прокатиться, чтобы не убиться?

18 Май 2023 475
Советские аттракционы в плане безопасности могут дать фору новым, благодаря высокому качеству металла и крепящих узлов. Фото Анны Кадниковой.
Советские аттракционы в плане безопасности могут дать фору новым, благодаря высокому качеству металла и крепящих узлов. Фото Анны Кадниковой.

Парки аттракционов - один из самых популярных видов развлечений в летнюю пору. Между тем несчастные случаи в них происходят ежегодно: из-за неисправности устройств или неосторожности самих посетителей. Так, на днях в Оренбурге 20 человек пострадали при техническом сбое на карусели «Вихрь». При переходе на более высокую скорость она буквально сложилась. Травмы разной степени тяжести в итоге получили все, кто в этот момент находился в креслах. К счас­тью, никто не погиб, но два человека - десятилетняя девочка и 26-летняя женщина - оказались в реанимации.

- Как мне известно, Гостехнадзор не регистрировал этот аттракцион, что не помешало эксплуатанту его запустить. В этой ситуации я, безусловно, поддерживаю решение Следственного комитета о возбуждении уголовного производства по факту случившегося, - комментирует начальник Инспекции по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники РК - главный государственный инженер-инспектор республики Алексей Игнатенко. - Аттракцион может эксплуатироваться только после регистрации в инспекции Гостехнадзора, по результату которой он получает специальный номер. Визуально этот знак похож на автомобильный госномер, но квадратной формы и с QR-кодом в правом нижнем углу. Такой номер должен висеть на видном месте у входа на любой аттракцион. Причём именно оригинал - не копия. Если этот знак есть, посетитель может быть уверен, что ему гарантирована минимальная степень защиты. 

Кроме того, эксплуатант должен ежедневно проверять свою технику. Об этом делается запись в специальном журнале. Механик полностью осматривает аттракцион и производит первый пуск, чтобы убедиться, что машина не издаёт подозрительных шумов, в механизме ничего не подтекает, все узлы крепления подтянуты. Только после этого на аттракцион можно пускать посетителей.

Сегодня в Крыму из соображений безопасности приостановлена работа почти трёх десятков аттракционов. Это связано с тем, что машины не прошли ежегодную оценку технического состояния.

- Один из основных видов нарушений у эксплуатантов - отсутствие документов на технику, - констатирует Алексей Игнатенко. - Как правило, такое случается, когда аттракционы приобретались не «в белую». Без документов собственник не сможет зарегистрировать механизм. А без этого мы не дадим ему работать, потому что нет возможности подтвердить безопасность используемых машин.

На территориях, подведомственных симферопольскому МБУК «Парки столицы», сомнительных аттракционов нет, уверяет руководство учреждения. Кроме того, как и положено, столичные парки обслуживает собственная инженерная служба. Её специа­листы ежедневно проводят осмотр каждого механизма перед запуском, после чего выполняются холостые прогоны, позволяющие убедиться, что с машинами всё в порядке.

Недавно на территории Детского парка открылся крупнейший в Крыму верёвочный парк. Это аттракцион общей площадью в тысячу квадратных метров, состоящий из двух ярусов, четырёх маршрутов и 62 препятствий разной сложности. Реально ли обеспечить безопасность посетителей на таком объекте?

- На аттракционе постоянно работают инструкторы-спасатели, альпинисты, у которых имеются все необходимые допуски, - рассказывает директор МБУК «Парки столицы» Роман Филипенко. - Они оценивают риски для допуска детей на разные ярусы парка, которые отличаются по уровню сложности. За безопасность посетителей отвечают и они сами. В частности, детям младше семи лет делать на этом аттракционе нечего. Как и взрослым, чей вес превышает 120 килограммов. 

Кроме того, в целях безопасности эксплуатация верёвочного парка запрещена в дождливую и снежную погоду.

Елена ЮМАНОВА.