В Крымских горах прокладывают «метро»

6 Апрель 2023 513
Конструкция водовода восхищает своей мощью.
Конструкция водовода восхищает своей мощью. Фото автора.

Строители завершают прокладку в глубине горного массива нового водовода от Бахчисарая до Южного берега Крыма. Проходчикам осталось преодолеть последний километр, чтобы выйти к Ялте. Корреспондент «Российской газеты» прошёл по коридору, который уходит в горную глубь почти на пять километров.

- Осторожно, вы же на стройплощадке! Быстро надевайте каски и постарайтесь не падать, внутри может быть скользко, - строго окрикивает сопровождающий.

Строительный городок расположился рядом с селом Счастливым у самого подножия Крымских гор в Бахчисарайском районе. С этой точки в толщу горы уходит гигантский тоннель, почти как в метро. Собственно его и прокладывают по технологиям метростроя. Внутренний диаметр трубы - 3,5 метра, наружный - 4,1. Сверхпрочный бетон должен выдержать давление горных пластов, когда его начнёт сжимать. Под ногами - временные рельсы и немного влаги. Действительно, скользко. По гибкой трубе под потолком тоннеля сюда качается воздух. Светодиодный шнур на боковом своде путеводной нитью уходит вглубь и в темноту. Прохладно, влажность и температура здесь постоянные.

В дальнем конце коридора работает проходческий щит. А по рельсам вынутую горную породу на платформах поднимают к поверхности и отвозят на полигон. Ради нас движение вагонеток приостановили, но в обычном режиме техника работает круглосуточно. Проходчес-
кий щит должен вращаться, прерываясь только на короткие технические остановки, пока не проложат всю трассу.

- Тоннельный водовод будет иметь определённую гибкость, его конструкция рассчитана на сейсмостойкость до восьми баллов, - рассказал заместитель гендиректора компании-исполнителя Андрей Булыгин. - Гарантийный срок всего объекта - 50 лет.

В обратном направлении вглубь горы по рельсам отправляют поддоны с тюбингами - элементами конструкции, в собранном виде образующими свод. Карстовые породы гор, как губка, насыщены водными протоками. Чтобы бетон со временем не разрушался, между тюбингом и скалой через отверстия закачивается полимерный состав, затвердевающий и набирающий прочность в результате контакта с водой. Кроме прочного бетона, все элементы имеют прорезиненные стыки для лучшей гидроизоляции. Проходческим щитом с пульта управляет оператор, он снаружи, в вагончике. А всего на объекте в одну смену работают 16 специалистов. За сутки строители проходят несколько метров в толще горы.

- Скорость месяц от месяца не зависит. В феврале была средняя скорость 9,5 метра в сутки. А в марте - 6,5 метра, потому что была технологическая остановка, - говорит Андрей Булыгин. - И чем дальше, тем больше увеличивается прочность грунта.

В общей сложности строителям нужно пройти 5640 метров, чтобы соединиться с полуторакилометровым тоннелем, который начали строить ещё в 80-х годах, но не успели закончить. Этот участок обследовали и пришли к выводу: после ремонта он вполне пригоден для использования.

- Полуторакилометровый советский участок выходит на поверхность у посёлка Васильевка на окраине Ялты, - рассказал Андрей Булыгин. -
В прошлом году мы его привели в порядок, укрепили бетонные своды, с ним всё хорошо.

До «золотого стыка» строителям осталось около километра пути, и встретиться они планируют уже в августе. Пока идём по тоннелю, под ногами чувствуется небольшой, но постоянный уклон. Подземный коридор спланирован так, что благодаря перепаду высот вода побежит к Ялте самотёком. Это самый экономичный способ её доставки. Пропускная способность нового тоннеля составляет 100 тысяч кубометров воды в сутки.

Новый водовод решит острые проблемы регулярного водоснабжения Южного берега Крыма. Ведь во время сильнейшей засухи 2020 года, когда весь полуостров перешёл на почасовую подачу воды, ялтинцы брали её даже из горных водопадов. Здесь уже хотели построить первую станцию опреснения морской воды. Теперь необходимость в этом отпадает.

Кстати

- Идея проложить тоннель сквозь Крымские горы, на пути от Симферополя до Ялты, не нова, - рассказал Андрей Мальгин, директор Центрального музея Тавриды. - Больше 100 лет назад, в царствование Николая II, было несколько проектов строительства железной дороги к Ялте, в том числе инженерное решение по прокладке тоннеля длинной 5,8 километра со стороны Бахчисарая. Все эти проекты перечеркнула революция. В советское время замысел всё же воплотили, но для других целей. Южный берег полуострова всегда испытывал острый дефицит пресной воды. Для решения проблемы за четыре года в советское время и проложили здесь первый тоннель, открыв его в 1963 году. Но за 60 лет водовод пришёл в аварийное состояние. Вода по нему подаётся, но лишь потому, что нет альтернативы. Своды могут рухнуть. Поэтому, когда завершится строительство новой ветки, старый тоннель закроют.

Сергей ВИННИК.