Мастера рыночной акробатики

28 Март 2023 215
Продукция крымских мастеров народного промысла привлекает туристов красотой и самобытностью. Но часто отпугивает ценником.
Продукция крымских мастеров народного промысла привлекает туристов красотой и самобытностью. Но часто отпугивает ценником. Фото Анны Кадниковой.

Уникальные отечественные народные промыслы знакомы каждому с детства: редко встретишь дом, где они ни украшали бы стены, ни стояли в сервантах и на полках. Хохломская и городецкая роспись по дереву, гжельский и кисловодский фарфор, вологодское и елецкое кружева, жостовские и нижнетагильские расписные подносы, торжокское золотое шитьё, тульские самовары, оренбургские платки - чего только ни предлагают наши народно-художественные промыслы. Сейчас и Крым становится узнаваем на этом рынке своими изделиями из кожи, глины, металла, дерева и полудрагоценных камней.

В России на сегодня насчитывается примерно 500 организаций и 300 индивидуальных предпринимателей, которые относятся к отрасли народных художественных промыслов (НХП). С 2016 года они получают государственную поддержку в виде субсидий. За счёт этих средств компании компенсируют расходы на модернизацию производства, закупку материалов и сырья, продвижение продукции на рынок, оплату коммунальных услуг и страховых взносов. В прошлом году общий объём господдержки сферы НХП составил 1,1 млрд. рублей. Но крымские мастера пока только начинают осваивать возможности такой финансовой помощи.

- Специальная программа поддержки ремесленников есть в Симферополе. Она подразумевает возмещение затрат на выставочно-ярмарочную деятельность (до 150 тыс. руб­лей), а также на приобретение оборудования и сырья (до 50 тыс.) из муниципального бюджета, - рассказывает президент Ассоциации «Палата народных художественных промыслов и ремёсел РК» Наталия Гордецкая. - Мы будем обращаться в крымское правительство с тем, чтобы такого рода программа была создана на республиканском уровне.

Однако уже сегодня меры государственной поддержки позволяют крымским ремесленникам заказать торговый знак, разработку упаковки и создание сайта. Таким образом правительство республики пытается вывести местных мастеров на новый уровень, чтобы их продукция стала конкурентоспособной не только на полуострове, но и за его пределами. Наши мастера уже успели показать себя - об их изделиях знают за пределами полуострова, но нужно ещё получить контракты и возможность финансово развиваться.

- Если у ремесленника нет желания развиваться самостоя­тельно как предпринимателю и бороться за покупательский спрос, любая помощь окажется единоразовой акцией поддержки, - объясняет руководитель по связям с общест­венностью крымской Палаты народных художественных промыслов и ремёсел Анна Ульченко. - Ремесленник должен рассматривать себя в качест­ве участника рынка.

По мнению маркетологов, основной вопрос сейчас состоит в том, как сделать изделия НХП соответствующими запросам современных покупателей. Ведь одно дело, когда условное коромысло выполнено по уникальной технологии, которая не менялась несколько сотен лет, а другое - как это коромысло использовать. 

- Основные проблемы народных промыслов в продвижении, по моим наблюдениям, состоят в отсутствии современного дизайна и гибкости авторов, нежелании адаптироваться к спросу покупателей, дороговизне за устаревший дизайн и невозможность использования в быту, - констатирует маркетолог Марина Бережная. - Современные покупатели стараются тратить деньги на вещи практичные, недорогие, которые не требуют специального ухода. Мастерам фактически нужно освоить навыки рыночной акробатики: как не потерять лицо и не слишком упростить технологию, но при этом вписать свою продукцию в современный быт. Соломоновым решением здесь было бы сотрудничество мастеров НХП с современными компаниями. Такие примеры на российском рынке уже есть.

Однако прагматичное отношение потенциальных покупателей вызывает недовольство среди крымских ремесленников. По словам художника-керамиста Павла Ермолина, мастера должны сами формировать спрос, воспитывать своих клиентов.

- Если бы на рынке не было дешёвых сувениров, всем пришлось бы покупать дорогие. Если выбор ограничен, покупатель волей не волей будет повышать средний чек. Нужно отходить от дешёвых сувениров и формировать рынок, - убеждён Павел Ермолин.

Сейчас средний чек при покупке крымских сувениров составляет около 3 тыс. рублей. Чаще всего туристы отдают предпочтение тому, что можно попробовать - гастрономические сувениры на первом месте по популярности. Также люди активно везут из Крыма в родные регионы вино и косметику местного производства. Кроме того, гости полуострова выбирают товары, которыми потом можно пользоваться в быту: чашки, тарелки, свечи, мыло ручной работы. Основную конкуренцию крымским ремесленникам при этом составляют товары китайского производства. Низкая цена делает их востребованными и популярными среди покупателей, для большинства из которых вопрос стоимости имеет большее значение, чем уникальность сувенира. 

- Один из способов вывести крымских мастеров из тени китайской продукции - выделение специальных мест продажи, - резюмирует Наталия Гордецкая. - Сейчас на уровне республиканского правительства прорабатывается вопрос установки такой торговой точки возле пещеры «Таврида». Также курортные муниципалитеты - Ялта, Алушта, Евпатория, Феодосия, Судак - организуют фестивали, которые становятся площадками для реализации сувенирной продукции именно крымского производства.

Елена ЮМАНОВА.