Человек и дорога

27 Февраль 2023 286
Теперь выгоднее забросить автомобиль, а не ездить на нём.
Теперь выгоднее забросить автомобиль, а не ездить на нём. Фото Анны Кадниковой.

Машина стала роскошью

Обслуживание машин за прошедший год стало значительно дороже. Это почувствовали все автомобилисты. Например, стандартное техобслуживание стало дорогим как никогда… И, вполне вероятно, это ещё не предел. Машина, действительно, становится роскошью, а не средством передвижения.

Беречь, как зеницу ока

Расходы российских автомобилистов росли каждый месяц на протяжении всего 2022 года. Например, стандартное техобслуживание - это хотя бы замена масла, которое подорожало почти вдвое. Например, средняя цена четырёхлитровой канистры масла 5W 30 ACEA C3, которое подходит для двигателей современных иномарок, по данным B2X Consulting, с 18 февраля 2022 года по 3 февраля 2023 года выросла на 76%: с 2650 до 4655 руб.

Однако масло нельзя заменить без нового фильтра. Его стоимость за год в среднем выросла на 45% - с 608 до 881 руб. Воздушный фильтр на обычном ТО также положено менять: его стоимость увеличилась на 50% в среднем - с 803 до 1204 руб.

Периодически владельцам машин нужно приобретать тормозные колодки, диски и свечи зажигания. Это обязательные замены, без них невозможно ездить всё время. При этом колодки увеличились в цене на 36%, в среднем с 1814 до 2465 руб. за комплект, диски подорожали на 53% - с 2480 до 3785 руб. за штуку. Свечи побили все рекорды - одна свеча в среднем подорожала с 709 до 1226 руб., то есть на 73%.

Причиной стали как дефицит отдельных деталей, так и нарушение логистики. То есть, часть запчастей вовсе пропала из России, другую часть стало дороже ввозить. Например, какие-то детали теперь приходится ждать полтора месяца, а какие-то - полгода. 

Самое неприятное и то, что подорожали автомобильные шины, которые приходят в негодность через 2-3 года. К тому же покупатели новых машин в большинстве регионов России по закону обязаны купить как минимум ещё и комплект зимней резины.

По данным Росстата, за 2022 год стоимость автомобильных шин в России увеличилась на 23,5%. Однако на деле цены выросли крайне неравномерно. Так, некоторые шины подорожали на 60%, например, 16-дюймовые Hankook Ventus S1 Evo2 K117. Другие, например, отечественные Cordiant Snow Cross 2 18-го диаметра, напротив, на 7% подешевели.

И, конечно, любимое всеми ОСАГО. Страховка на автомобиль подорожала в среднем на 21%. Добровольное страхование КАСКО также выросло в цене, в среднем, по данным того же Росстата, на 22,8%. Правда, для отдельных машин этот показатель увеличился более чем на 90%. 

Кроме того, по данным Росстата, за 2022 год автомойки подняли цены на 13%, а шиномонтаж подорожал на 11,4%. Подорожал даже техосмотр: в Москве обязательная услуга теперь стоит 913 руб. против 720, а в Московской области - 940 руб. против 710.

Перспектива не слишком радостная и на 2023 год. Рынок продолжает адаптироваться к новым условиям, а это значит, что сроки поставок дефицитных автомобилей, а также запчастей к ним по параллельному импорту будут снижаться. А вот снижения цен опрошенные эксперты не ожидают.

Ситуация на дорогах

26 февраля днём на автодороге Бахчисарай - Ялта, возле села Танкового Бахчисарайского района, 43-летний водитель автомобиля Daewoo Nexia допустил выезд на полосу встречного движения. Он столкнулся с автомобилем Hyundai. 39-летняя пассажирка автомобиля Daewoo Nexia скончалась до приезда «скорой помощи». Второй пассажир Daewoo Nexia и пассажир Hyundai получили телесные повреждения и были доставлены в медицинское учреждение. На месте ДТП работали сотрудники Госавтоинспекции, сообщает пресс-служба МВД по РК.

47-летний житель Сакского района обвиняется в нарушении ПДД, которое было совершено в состоянии опьянения и причинило по неосторожности тяжкий вред здоровью человека. Об этом сообщает пресс-служба Прокуратуры Республики Крым.

Установлено, что 13 сентяб­ря прошлого года злоумышленник, находясь в состоянии алкогольного опьянения, сел за руль принадлежащего ему автомобиля Toyota. Двигаясь по автодороге Саки - Орловка, подсудимый не справился с управлением, выехал на полосу встречного движения и столкнулся с легковушкой. В результате ДТП женщина, управлявшая «Ладой», получила множественные травмы. Суд признал злоумышленника виновным и назначил ему наказание в виде 1,5 года колонии-поселения и лишения прав управления транспортными средствами на 2,5 года. 

Продать бы подороже…

Автомобилисты поменяли свои приоритеты при принятии решения о продаже машины. Теперь машины всё реже меняют из-за появления новых моделей или окончания срока гарантии. Также определяющим фактором перестало быть наличие сбережений.


Продавать машины тоже мало кто торопится - неизвестно, хватит ли денег на другой вариант, так как цены постоянно растут. Фото Анны Кадниковой.

 

Основной фактор продажи машины для россиян - возможность сбыть её по выгодной цене. Это следует из опроса автовладельцев, проведённого аналитическим агентством «Автостат» совместно с порталом «Aвто Mail.ru». Почти 40% россиян назвали эту причину главной. Однако доля таких автомобилистов сократилась на 11,2% за три года. Например, в 2019 году 51% опрошенных продавали машины, если им предлагали отличную цену. 

Более чем в два раза (с 20,2 до 9,9%) уменьшилось количество автомобилистов, для которых причиной покупки нового автомобиля стало окончание срока заводской гарантии машины, которой они уже владеют. С 27,3% до 19,6% сократилось количество покупателей, решивших поменять автомобиль из-за появления на рынке новой модели.

Наличие сбережений также стало меньше стимулировать к приобретению автомобиля - число респондентов, указавших эту причину, сократилось за три года с 20,8 до 10,8%. Повышение зарплаты мотивирует к покупке машины 8,1% опрошенных, в то время как в 2019 году этой точки зрения придерживались 12,4% рес­пондентов.

Три года назад о покупке новой машины из-за повреждения в ДТП старой задумывались всего 3,3% водителей. Теперь их число увеличилось в три раза - до 9,7%.

При этом выбор для людей с невысокими доходами остаётся довольно ограниченным. В массовом сегменте это либо отечественные модели с усечённым функционалом, либо автомобили китайских брендов. В премиальном сегменте фактически единственным вариантом остаются модели, поставляемые по параллельному импорту.

 

Европротокол в тренде

В ГИБДД сообщили о росте популярности европротокола при оформлении ДТП. Каждая третья авария в России оформляется по европротоколу. Во многом это обусловлено удобством такой процедуры. 

«Доля водителей, оформивших ДТП с помощью европротокола, по итогам 2022 года составила почти 41%. Процедурой воспользовались более 902 тыс. автовладельцев», говорится в сообщении.

В Госавтоинспекции напомнили, что воспользоваться упрощённым порядком оформления аварии можно при соблюдении определённых условий: если в столкновении участвовали только два автомобиля, оба водителя застрахованы по ОСАГО, нет пострадавших, ущерб причинён только автомобилям участников ДТП. При этом европротокол можно оформить как в бумажном, так и в электронном виде.

В августе 2022 года в приложении «Госуслуги Авто» появился сервис оформления ДТП без вызова сотрудника ГИБДД и заполнения бумажных бланков «Европротокол онлайн». По оценкам специалистов Минцифры России, он ускорит процедуру оформления аварии почти в два раза. Кроме того, участникам ДТП не нужно будет посещать офис страховой компании, так как извещение поступит туда онлайн.

Валентина БУЙЛОВА.