Ярослав Жалнин: Улыбку Гагарину подарила Вселенная

21 Сентябрь 2023 861
Фото из открытого источника.

Российский актёр театра, кино и телевидения, сценарист и продюсер создал образ первого космонавта планеты в российском художественном фильме «Гагарин. Первый в космосе». На международном керченском фестивале античного искусства «Боспорские агоны» член жюри театрального конкурса на встречах с любителями экранного искусства рассказал не только о важной для него роли.

- Юрий Гагарин - самый сложный персонаж из всех, мною сыгранных, - признался Ярослав. - И самая ответственная работа. В процессе создания образа я нашёл то, что мне сейчас помогает двигаться дальше. Благородство моего героя, его целеустремлённость покорили и стали жизненным примером. 

- Режиссёра на пробах, наверное, покорила ваша улыбка: такая же открытая, искренняя, как у Гагарина?

- По поводу улыбки Юрия Алексеевича у меня своё мнение. Мне кажется, это Вселенная наградила необыкновенной, покорившей всех улыбкой человека, первым увидевшего воочию нашу планету в космическом просторе. С ней, совершенно неповторимой, он вернулся, и она больше не сходила с его лица. Я не пытался подражать, у меня улыбка, конечно же, своя. 

- Это ведь далеко не первая роль выпускника актёрского факультета ВГИКа, и вы ещё в студенчестве получили несколько призов? Что они для вас?

- Да, были призы Международного студенческого фестиваля ВГИКа. За роли в картинах «Коллекционер», спектакле «Будь здоров, школяр!» по мотивам повести Булата Окуджавы, за главную роль в спектакле «Ромео и Джульетта», за лучшую мужскую роль и за лучшую организацию производства в фильме «Polaroid Love». Призы, конечно, не главное, но они вселяют уверенность в правильно выбранном творческом пути. 

- Приз за организацию вдохновил вас на продюсерство?

- В какой-то момент почувствовал, что хочется заниматься не только актёрством. Мне на съёмках было интересно вникать в работу оператора, художника, осветителя, режиссёра. С сокурсниками сняли несколько короткометражных картин, а потом стал продюсером документальных картин. Среди них фильм о фильме «Они сражались за Родину». Постепенно пришёл к полному метру игровому. 

- А как же актёрская слава?

- Достаточно той, которую испытал. Ещё до «Гагарина», после сериала «Метод Лавровой»: хоть на улицу не выходи - все узнают. Понял, что мне не комфортно в этом жить. Я человек с Урала, больше закрытый, чем открытый. Не славы хочу, а работы, которая что-то даст моему зрителю. 

- В вашей жизни не только кино, но и театр. Расскажите, как он возник?

- Мы с однокурсниками с одобрения педагогов курса Александра Ленькова и Сергея Алдонина поставили спектакль по произведениям Булата Окуджавы. С ним проехали по всей России и Европе. А потом нас принял под свою крышу Музей-театр «Булгаковский дом». Наш спектакль был первым на маленькой сцене в зале на 130 мест. Шёл десять лет. Потом приняли решение закрыть его: нам всем уже за 35, а играем 17-летних. Будем делать что-то новое. 

- Вы особенно отмечаете фильмы, в которых играли главные роли?

- Вовсе нет. В «Метро», о том, как затопило метро, у меня маленькая, но глубокая роль - человека, из-за которого это случилось. Меня и по ней узнают. Есть ещё прекрасный фильм «Трагедия в бухте Роджерс» Филиппа Абрютина, который снимался на Чукотке, самая моя экзотическая экспедиция в Анадырь на два месяца. В фильме «Караси» у меня была прекрасная «семейная» компания, с актёрами Юрием Степановым и Еленой Яковлевой. Фильм простой, как дважды два, но он настолько сильный, что его до сих пор показывают на разных каналах. Надо признаться, этот фильм стал стартом в кинокарьере: взяли в более серьёзную, так скажем, картину, и для меня более значимую - «В Париж!». Это довольно драматичная история, основанная на реальных событиях, когда в Ростове-на Дону два брата делали оружие на заводе, где работали, и грабили сберкассы. Мой герой из талантливого и любящего жизнь мальчика превращается в монстра, который легко идёт на преступления. 

- Трудно было вживаться во время, когда вас ещё на свете не было? 

- Я не разделяю людей на время. Люди не меняются, меняется система координат вокруг. Если посмотреть на срез моих фильмов, то в большинстве своём это время советское: типаж мой туда подходит. Дух времени представить сложно. Но когда ты находишься на площадке, и вокруг тебя воссоздают атмосферу этого времени, и ты существуешь в нём с талантливыми актёрами, оно воссоздаётся само собой. Я буквально ощутил себя в том времени, и мне было в нём комфортно - в открытой атмосфере взаимоотношений. Для меня в жизни вообще главное - открытость, доброта, друзья, семья. 

- Вам все роли интересны, в которых снимались, играли на сцене?

- Какие-то из сыгранных (а их у меня уже более сорока) интересны больше, какие-то меньше. С театральными, безусловно, повезло. Выпало сыграть Ромео в спектакле Сергея Алдонина на сцене Театра имени Станиславского, он там до сих пор идёт, но уже без меня, с молодыми актёрами. В «Мастере и Маргарите» я сыграл Бездомного. Играю в антрепризном спектакле «Игроки» по Гоголю. 

- Вы как-то сказали о роли чтения, к которому пристрастились со школы, в судьбе. Кого из писателей своего детства рекомендуете своим детям? 

- Макаренко, его «Педагогическую поэму», которую в своё время по настоянию мамы прочитал от корки до корки. Я даже не подозревал, что у меня может возникнуть такая любовь к слову. Книга очень сложная, повествовательная, с длинным отрезком времени, но я понял, что мне очень нравится подобный жанр. С неё началась моя любовь к чтению. Это было время подросткового максимализма, 14 лет. Сыну и дочери обязательно дам их, когда подрастут. Пока сам им сказки на ночь сочиняю. Не назидательно через них воспитываю. 

- Вы не только для своих детей сказки сочиняете, но и придумали проект для незрячих детей. Как к нему пришли?

- По просьбе президента фонда помощи незрячим детям «Сказка всем» Леонида Шорохова мы создали моноспектакль «Невидимки» сначала в аудиозаписи. Представили его незрячим ребятам одного из подмосковных интернатов. Нашлись люди, которые нас поддержали, и дали возможность объехать всю Россию с Егором Сальниковым, с которым мы потом сняли художественный фильм «Смотри, как я». Он, кстати, был представлен крымчанам на Всероссийском кинофестивале «Человек, познающий мир». Побывали в 35 регионах, где видели радостные слёзы детей. Потом нас попросили сделать спектакль для незрячих подростков. Им стал спектакль-сказка «Вольке» («Облако»), сыграли в Доме Булгакова. Потом я поставил спектакль «Чучело». И сейчас проект живёт с незрячими актёрами. Зрячие тоже захотели увидеть, и стали приходить к нам. Люди, которые полностью отдаются воображению и строят спектакль в своем подсознании, благодаря такому воздействию выходят совершенно изменёнными. В спектакле «Шторка для души» наши актёры играют вместе с незрячими, в темноте. 

Досье

Российский актёр театра, кино и телевидения, сценарист, режиссёр и продюсер Ярослав Владимирович Жалнин родился в 1986 году в Нижнем Тагиле Свердловской области. 

Сниматься начал до поступления во ВГИК. Первая в жизни роль была главной - в трагикомедии «Манга». С «лёгкой руки» режиссёра картины
Петра Хазизова начинающему актёру стали предлагать главные роли в разных по жанрам картинах. В 2013 году русскоязычный интернет-проект Кино-Театр.ру включил Ярослава Жалнина в ТОП-10 молодых актёров. Яркие роли, запомнившиеся зрителям - в детективе «Метод Лавровой», криминальной семейной истории «В Париж!», «Голубка», «Лев Яшин. Вратарь моей мечты», «Майор Соколов. Игра без правил». 

Людмила ОБУХОВСКАЯ.