Главный враг Крыма - застройщик

1 Июнь 2023 627
Коллаж и фото Анны КАДНИКОВОЙ.
Коллаж и фото Анны КАДНИКОВОЙ.

Парки, скверы, заповедные территории. Всё может уничтожить застройщик на полуострове. Если у него есть деньги, а у чиновников - мечты о хорошей жизни, то проблем не будет. Примеры видит каждый крымчанин. Симферополь, Южный берег Крыма, Ай-Петри - строить можно везде, не считаясь ни с людьми, ни с уникальной природой полуострова.

Бетонная столица

Симферополь - удивительный город. Я пишу об этом как человек, который родился и вырос в Севастополе. Город-герой многие считают украшением полуострова, кривясь при упоминании Симферополя. Мол, пыльный, хаотично застроенный, несуразный. Но это одежда, которую десятилетиями «вешали» на прекрасный уголок полуострова. Симферополь - это прежде всего многовековая история, красивая природа и великолепный Салгир. Его как раз и пытаются застроить в последние годы с особым усердием.

Перечислять долго не придётся. Достаточно посмотреть на улицу Воровского, где, кажется, готовы строить уже на руинах Неаполя Скифского. Многоэтажки, словно сорняки, растут один за другим. Странного вида - то ли треугольники, то ли прямоугольники со множеством квартир строят уже несколько лет. Сначала говорили, что будет создано три дома. Аппетиты растут. Не только у застройщиков, судя по всему… и вот в 2023 году мы видим, как сносят остатки уже давно неработающего консервного завода им. Кирова. Зачем столице полуострова предприятие с рабочими местами? Многоэтажки помогут быстрее обогатиться, а люди как-нибудь справятся без новых рабочих мест.

Ещё одно бездумное строи­тельство - многоэтажки на улице Толстого, рядом с ТЦ «Гагаринский». Их построили почти на пешеходных дорожках. Владельцы квартир могут на головы прохожим кидать пакетики с чаем или окурки - главное перекинуть через деревья, которые чудом пока остаются живыми.

Кстати, о деревьях. Странно, что все они не высохли в Симферополе. Во-первых, загазованность центральных улиц парадоксальная. Дышать, особенно летом, действительно нечем. Во-вторых, нет парковок. Машины ставят на газонах, клумбах, заезжают даже на кусты и корни растений. 

Новые парковки построить, видимо, не судьба. Скорее, наоборот. Застройщики уничтожают действующие. Так, на улице Гагарина, недалеко от Москольца, пару лет назад появился ТЦ «Гудзон». Отдельный вопрос к названию - оно прям отдаёт любовью ко всему американскому. Однако важно другое. Здесь была пусть небольшая, но парковка. Теперь только магазины. 

- Это преступление против симферопольцев! Нас и так уже накрывает смог. Город просто задохнётся. Люди, которые рекламируют новый жилой район, думают только о своих кошельках. А приезжие не знают положения дел, да и не все местные в курсе, - поделилась эмоциями жительница Симферополя Татьяна Зинчук. 

Застроенный берег Крыма

Ситуация в Ялте и её окрестностях ещё хуже. Описывать все многоэтажки, оте­ли, «курятники» и «скворечники» для туристов не хватит газеты. Достаточно привести слова Михаила Алексеевича Бахарева из его книги «Мы вернулись к тебе, Родина! Заметки провинциального политика-2». 

«Летом 2008 года (я тогда работал заместителем председателя Верховного Совета Крыма) меня попросили выступить перед группой турис­тов из ФРГ в конференц-зале ялтинской гостиницы «Брис­толь». Туристы были не прос­тые: все - депутаты разных уровней, от Европарламента до муниципалитетов. Один из немецких депутатов чуть не поставил меня в тупик:

- Нас вчера возили на корабле вдоль берега. Мы с интересом смотрели на панораму Ялты с моря, и у нас возник вопрос: почему ялтинцы так ненавидят свой город? Иначе не объяснить совершенно безум­ную его застройку».

Тогда главный редактор «Крымской правды» попытался объяснить, что землю, имеющую немалую рыночную стоимость, получают бесплатно. На этой базе городские, поселковые и сельские прибрежные советы почти мгновенно превратились в организованные преступные группировки по расхищению земли.

Это было при Украине в 2008 году. В 2014 году многие верили, что при переходе на российское законодательство удастся отменить особо скандальные сделки. Но нет. Наоборот. В Ялте уже построены несколько многоэтажек, под Алуштой возводят коттеджный посёлок, у подножия Демерджи, на въезде в Партенит тоже появятся огромные дома. Ничего не изменилось.

К слову, при Украине землю растаскивали не только в городах и сёлах, но и в заповеднике. В 2004 году Верховный Совет Крыма своим решением создал на плато Ай-Петри посёлок Охотничье, относящийся к Ливадийскому поселковому совету. В 2023 году мы видели, как в посёлке строят очередной отель, размером вполне подходящий под многоквартирный дом. Напомним, что на плато нет коммуникаций - вода привозная. Канализации тоже нет. То есть, и местные жители, и туристы справляют нужду почти в заповедной земле, рядом с плато Ай-Петри. 

На месте этих бетонных коробок мог бы быть парк вдоль Салгира. Фото Анны Кадниковой.


При этом главы админист­рации Ялты сменяют один другого, а существенных перемен не происходит. Разве что снесли наконец-то кучу шалманов на несчастном плато Ай-Петри. И то несколько лет ушло на борьбу с коммерсантами. 

Теперь говорят, что в Большой Ялте реализуется масштабный проект «Историчес­кий культурный ландшафт Южного берега Крыма как основа социально-экономического развития». Главная задача - избежать губительной застройки, которая зачастую проходит на абсолютно законных основаниях.

Но что мы видим? Многоэтажная застройка в Ялте уже и так почти невозможна - земли нет. Зато какой простор для индивидуального жилого строи­тельства. «Домишки» в 3-4 этажа строят везде, где удаётся найти хотя бы небольшой закуток дорогущей ялтинской земли. 

К слову, директор Эрмитажа Михаил Пиотровский обращался к властям и полуострова, и страны с просьбой остановить беспредел. Он настаивал на том, что нужно провести анализ охранного законодательства, установить градостроительные регламенты. И самое важное. Подготовить предложения для президентского указа, предполагающего экстренные меры вплоть до моратория на строительство коммерческого жилья. 

Прошло почти пять лет с момента этих заявлений. И что мы видим? Директор Эрмитажа заявляет, что ситуация с хаотичной многоэтажной застройкой Южного берега Крыма за это время не меняется. 

Земля против

Пока люди обсуждают, доказывают и спорят, сама крымская земля выступает против застройки. На полуострове зарегистрировано примерно 1,5 тыс. оползневых участков, при этом треть находится на территории Большой Ялты. 

«Не застройка провоцирует оползни, а безграмотная застройка без соблюдения мер инженерной защиты», - заявляла директор ГАУ «Крымский республиканский центр оценки сейсмической и оползневой опасности, технического обследования объектов строи­тельства» Татьяна Горелова.

Она подчёркивала, что нужно учитывать и климатические изменения. Обильные дожди наполняют почву влагой. Это впоследствии может приводить к оползням. Далеко ходить не надо. Достаточно вспомнить, какие потопы были в Ялте пос­ле обильных дождей 2021 года. И масштабные разрушения были спровоцированы в том числе застройкой русел рек. 

Вторая проблема - карьеры. Люди не просто добывают щебень, они уничтожают горы. Срывают их участки, нарушают баланс всей экосистемы в округе. Посмотрите на разрытые склоны в Белогорском районе. Это рана на теле всего полуострова. Но и это ещё не предел. Бизнесменам и чиновникам хватило ума позволить открыть песчаный карьер на Сасык-Сивашской пересыпи. Это прямая угроза и уникальному озеру Сасык-Сиваш, и всей Евпатории. Если проблем нет сейчас, это не значит, что их не будет вовсе. Те, кто строил дома в Ялте лет 20-30 назад, не знали, что в 2021 году их семьи окажутся на грани жизни и смерти. 

Решения есть

Ситуация катастрофичес­кая, но есть шанс предотвратить более серьёзные разрушения природы полуострова. В первую очередь нужно принять генпланы всех городов. Причём сделать это не так, чтобы потом можно было втыкать многоэтажки, где застройщик пожелает, а чётко соблюдать все нормы, прописанные в российском законодательстве. 

- Наиболее простой путь - это градостроительное регулирование. В граддокументации: генплане и ПЗЗ прописывается ограничение этажности застройки для центральной час­ти города, например, не выше 3-5 этажей. Но не всегда такой метод является оптимальным. 

Есть более современные и эффективные механизмы - это разработка мастер-плана или объёмно-пространственного регламента (ОПР). При помощи этих градостроительных документов можно получить продуманную стратегию развития центральной части города, учитывающую особенности историко-архитектурной среды и объёмно-пространственную структуру застройки, создание оптимальной плотности, этажности, учёт других факторов в зависимости от сценариев сред, - пояснил «Крымской правде» Кирилл Бабеев, архитектор, глава правления Союза архитекторов Республики Крым, профессор Международной академии архитектуры. 

Он считает, что нужно многое изменить, для того чтобы Симферополь и другие города Крыма преобразились. Но если говорить конкретно о столице, то должна появиться отдельная программа ревитализации Старого города Ак-Мечети, по примеру Малого Иерусалима в Евпатории, с сохранением структуры застройки и исторического колорита. 

- Центральная часть должна сохранять дух губернского города, но может включать в себя современную архитектуру, подчинённую исторической среде. Комплексно навести порядок с рекламой, вывесками, нелепыми реконструкциями и надстройками, разобраться с парковками, пешеходной инфраструктурой, - подчеркнул специалист. 

Он отмечает, что особенно важно не застраивать Салгир, а развивать систему общест­венных пространств. Реконструкция Гагаринского парка должна стать не очередным примером низкокачественного муниципального благоустройства с безымянными разработчиками, а превратить главный городской парк в знаковый для Крыма ландшафтный объект, добавил Бабеев. 

В приоритете должно быть качество архитектурных решений, а не количество сданных квадратных метров. Возможно это в Крыму? Или жадные застройщики, как кроты, изроют наш полуостров и потом унесут отсюда ноги в благоустроенную Европу? 

Валентина БУЙЛОВА.