Долгая дорога храма
В Симферополе после масштабной реставрации открыли караимскую кенассу. Храм был построен ещё в 1896 году. Подобного ему нет ни в одном уголке Крыма. Более древние молитвенные сооружения, например, в пещерном городе Чуфут-Кале или Евпатории, куда проще и строже. А вот в Симферополе - настоящее архитектурное чудо, в котором соединились византийский, мавританский и готический стили. Последнее богослужение в кенассе прошло почти сто лет назад - в 1930 году. Потом здание передали в ведение радиоцентра. Только после возвращения Крыма в состав России кенассу вернули караимам и запустили масштабную реставрацию.
Караимы - один из самых малочисленных народов в мире. По оценкам исследователей, их мировая община насчитывает около 2 тыс. человек. Примерно 500 из них живут в Крыму. Караимы исповедуют караимизм. Эта религия признаёт только Ветхий Завет Библии.
- Мы очень ждали возобновления работы симферопольской кенассы. Уже несколько поколений сменилось за это время, - говорит председатель региональной национально-культурной автономии крымских караимов РК Наталья Кропотова. - Думаю, здесь будут собираться караимы не только со всего полуострова, но и со всей страны. Наш центр уже посетили гости из Мелитополя, Москвы, Санкт-Петербурга. В будущем он будет работать очень масштабно.
В своё время симферопольская кенасса была больше, чем храмом - здесь сосредоточивалась жизнь всей общины. Во дворе стояла беседка, где проводились обряды во время праздника урожая - она не сохранилась. Как и здания благотворительной столовой и домика священнослужителя - газзана. Находившийся во дворе мидраш - начальную караимскую школу - в советское время превратили в подсобные помещения.
Реставрация объекта культурного наследия регионального значения проводилась благодаря поддержке президента России на средства федеральной целевой программы. В общей сложности на восстановление храма было потрачено 233,3 млн. рублей. Внутреннее убранство кенассы воссоздавали по фотографиям прошлого века. Молитвенный зал разделён на три зоны. Самая большая, расположенная ближе к служителю, - мужская. Ярусом выше находится женская часть храма. Она отделена от мужской решётчатым окном, позволяющим прихожанкам оставаться невидимыми для мужчин и не отвлекать их от молитвы.
- Сегодня в Крыму очень большое внимание уделяется духовному развитию, сохранению традиций, языков народов, проживающих на полуострове, - констатирует председатель Государственного комитета по делам межнациональных отношений РК Айдер Типпа. - Реставрация караимской кенассы - ещё одно событие, подтверждающее, насколько большое внимание уделяется в целом в России и у нас в Крыму развитию межнациональных и межконфессиональных отношений. Если до 2014 года из всех культовых сооружений были оформлены лишь около 10%, то на сегодня, согласно указу главы республики мы ведём активную работу со всеми конфессиями и вышли на оформление более 60% объектов.
Богослужения в кенассе будут проходить, как принято у караимов, каждую субботу. На первом этаже в скором времени появится музей, в экспозиции которого будет представлено множество атрибутов быта и культуры караимов. В том числе очень древних.
- Не могу не вспомнить первую встречу президента России Владимира Путина с национальными объединениями Крыма в 2015 году.
В том числе там присутствовали представители караимской общины, - рассказывает председатель Комитета Государственного Совета РК по межнациональным отношениям и вопросам народной дипломатии Юрий Гемпель. - Президент тогда сказал примерно такие слова: «В России нет больших или малых народов. Сегодня власть в стране уделяет внимание каждому из них».
- Этот уникальный культовый объект будет способствовать сохранению истории, культуры, языка и традиций караимов Крыма, - резюмирует глава республики Сергей Аксёнов. - В украинский период караимы долгие годы добивались возврата здания религиозной общине, но этот вопрос не решался. Историческая справедливость была восстановлена только после воссоединения Крыма с Россией.