И сами с усами

Обзор главных экономических событий недели

10 Май 2023 932
Развитие отечественного производства вывело российскую экономику в десятку крупнейших в мире. Фото Анны КАДНИКОВОЙ.
Развитие отечественного производства вывело российскую экономику в десятку крупнейших в мире. Фото Анны КАДНИКОВОЙ.

Российская экономика впервые с 2014 года вернулась в десятку крупнейших в мире. Об этом свидетельствуют данные Всемирного банка и национальных статистических служб. По итогам прошлого года наша страна произвела товаров и услуг на 2,3 трлн. долларов, что соответствует восьмому месту рейтинга.

Экономический суверенитет

«Мы видим, что России вполне успешно удалось конкурировать с экономиками других стран, - констатировал политолог Александр Дудчак. - Прошла переориентация на другие рынки. Появился стимул для развития собственных производств, которое откладывали раньше. Санкции пошли на пользу».

По мнению экспертов, у нашего государства ещё остались резервы для дальнейшего экономического роста: стимулирование развития собственных производств, снижение ключевой ставки, увеличение доступности кредитов. Есть и возможности, для того чтобы снизить себе-
стоимость продукции по многим направлениям, в том числе в сфере строительства жилья.

«Задач ещё довольно много: развитие технологической базы, производство необходимых компонентов для собственной электроники, развитие программного обеспечения, - отметил Александр Дудчак. - Но много и перспектив. У России появляется мощный шанс на то, чтобы завершить формирование экономического суверенитета».

Инвестиционный стимул

За следующие восемь лет в российскую экономику необходимо привлечь около 10 трлн. рублей, заявил премьер-министр РФ Михаил Мишустин. 2 трлн. планируется получить ещё до конца этого года. Одна из мер для привлечения частных инвестиций - запуск механизма кластерной инвестплатформы. В соответствии с ним промышленные производства по выпуску приоритетной продукции смогут получать кредиты на долгий срок и по пониженной ставке. В апреле было одобрено восемь проектов на общую сумму 220 млн. рублей. На рассмотрении федерального правительства находятся ещё 40 на сумму 1,3 трлн. Помимо этого, продлён срок действия льготной программы предоставления госгарантий производственным предприятиям. Предполагается, что это усилит их инвестиционную привлекательность.

«Заявленный объём инвестиций вполне реален, но для предпринимателей важна определённость. Важно и изменение отношения чиновников на разных уровнях к предпринимательским инициативам, которые часто душатся на начальной стадии, - отметил кандидат экономических наук, доцент базовой кафедры инфраструктуры финансовых рынков Национального исследовательского университета ВШЭ Андрей Столяров. - По итогам 2022 года, прирост инвестиций в основной капитал составил 4,6%. Это очень неплохой результат, но при этом в значительной степени достигнутый за счёт государственных инвестиций».

Долго и дорого

Срок ожидания автомобильных запчастей для иномарок среднего и премиального сегментов в России увеличился до нескольких месяцев. Это касается электронных блоков, кузовных позиций, деталей интерьера, двигателей в сборе, головок блока цилиндров и агрегатов трансмиссии, а также уникальных запчастей для ряда иностранных марок. По данным участников отечественного авторынка, среднее время ожидания доставки запчастей сейчас может составлять от 60 дней до полугода.

«Есть проблемы с двигателями в сборе, головками блока цилиндров, агрегатами трансмиссии. Запчасти для целого ряда марок поставляются плохо, - отметил директор по сервису интернет-площадки, специализирующейся на торговле автомобилями и запчастями к ним, Александр Носко. - Нехватка деталей и осложнившаяся логистика влияют на цены. Стоимость уникальных автомобильных запчастей по сравнению с началом 2022 года увеличилась в среднем в два раза. А комплектующие для наиболее популярных машин массового сегмента подорожали на 14%. Это касается, например, фильтров и дисковых тормозных колодок».

В целом за последние три года комплектующие для иномарок подорожали на 19,5%, отметил специалист. Особенно это коснулось дефицитных деталей. Например, двери багажника для разных моделей подорожали на 80%, а фары для корейских автомобилей - на 47%.

Елена ЮМАНОВА.