Сергей Переходов: Профессионализм и опыт - составляющие личности

27 Апрель 2023 1578
Сергей Переходов в жюри «КрымДока».
Сергей Переходов в жюри «КрымДока». Фото автора.

Сведения о Сергее Переходове можно почерпнуть только от него самого: не актёр, не режиссёр, лицо не медийное, что называется, но без которого и медийным не обойтись. И говорим мы с заместителем директора по производственно-техническим вопросам и информационным технологиям Российского государственного архива кинофотодокументов (РГАКФД) о жизни и о кино, о неожиданных открытиях и участии в важных для всех делах.

- Что привело в профессию, Сергей? 

- Как и многих, родные люди. Бабушка работала в кинопрокате. Глядя на неё, мама поступила в Загорский кинотехникум, нынешний филиал ВГИКа. Там она познакомилась с моим отцом. И жизнь моя с рождения вокруг кино крутилась. Прописка - в доме на улице Довженко. Подшефная школа «Мосфильма», в которой учился, рядом - в Мосфильмовском переулке. Мама занималась тиражированием фильмов, так что вырос я не фигурально, а в прямом смысле около кинопроектора и звуковой техники.

- То есть, выбора не было? 

- Выбор всегда есть. Но кино меня привлекало. В Театральном художественно-техническом училище получил диплом радиозвукотехника и удостоверение киномеханика. По распределению работал на тон-студии «Мосфильма», затем в МХАТе имени Горького у Татьяны Дорониной. Решил, что надо дальше развиваться, на среднем образовании не останавливаться. Хотелось хорошего инженерно-технического образования и, так как авиация является оплотом инженерной мысли, поступил в Московский институт инженеров гражданской авиации. Походил в форме, досконально изучил самолеты, но понял: без кино скучно. А это было время, когда во исполнение указа президента РФ в 2001 году создали акционерное общество «Российский кинопрокат», которое должно было возродить государственную киносеть для регулирования проката фильмов, получивших господдержку. Под руководством известного продюсера Виктора Глухова, который на тот момент отказался от производства фильмов, стал руководителем этой структуры и посвятил себя важному для кинематографистов проекту. Как инженер я принимал непосредственное участие в техническом оснащении проекта. В скором времени открыто было несколько кинотеатров в Санкт-Петербурге, Белгороде, Чебоксарах, Ставрополе, Омске и других городах. Но, как ни старались, организация наша в силу экономических обстоятельств на то время не выжила. Пришлось искать новое место работы…

 - И какой жребий выпал на этот раз? 

- От кино не удалился: по совету друзей занялся там рекламой. Мне было интересно продвижение фильмов, адаптация коммерческой рекламы к демонстрации в кинозалах. Но и это стало только этапом. С 2014 года работаю в архиве кинофотодокументов. Занимаемся мы сохранением наследия, созданного кинематографистами. Создатели современных фильмов регулярно обращаются к прошлому, снятому в начале XX века, как к фотографиям, так и кинокадрам. 

- Кто же решает, какие фильмы подлежат длительному хранению? 

- В структуре архива имеется экспертно-проверочная комиссия, которая принимает решение о целесообразности государственного хранения того или иного кинодокумента. Но если фильмы сняты на бюджетные деньги, мы обязаны принять их безоговорочно, вне зависимости от идеологической и художественной составляющей. 

- Какую помощь, кроме предоставления кино- и фотодокументов, оказывают сотрудники архива кинематографистам? 

- К нам часто обращаются, как к экспертам, консультантам. Скажем, на телеканале «Культура» уже много лет выходит программа «Запечатлённое время», очень серьёзная. Она рассказывает о наших исторических и бытовых реалиях, посвящена различным темам. Ценность в том, что ничего не приукрашивается и не втаптывается грязь. Сотрудники архива с удовольствием помогают, подбирают соответствующие теме документы. 

- Наверное, и музеи обращаются к вам? 

- И не редко! Государственная Третьяковская галерея уже не первый год проводит в своих стенах кинопоказы в рамках киноклуба и, конечно же, понимая ценность нашего архива, сотрудники на регулярной основе обращаются к нам за уникальными фильмами для демонстрации широкой публике. Центральный музей Победы на Поклонной горе также изобилует нашими кинофотодокументами. Например, когда на студии «Главкино» создавали мемориальную комнату Сергея Бондарчука, без нас не обошлись, потому что у нас хранятся фото- и кинодокументы о съёмках «Войны и мира». У нас частенько берут всё, что связано с созданием художественных лент. Вот ещё пример. Понадобилось снять Москву восьмидесятых годов. Она настолько поменялась, что без архивных кадров не обойтись. Практически нет ни одного сериала или фильма без нашей кинохроники, фотодокументов, которые воссоздают антураж времени.

 - В архиве бывают открытия? 

- За 95 лет накоплено столько всего интересного, что открытия можно совершать каждый день! Другое дело, мало исследователей, которые хотят погрузиться, что называется, с головой. В последнее время большинство стремится решать свои задачи быстро, сиюминутно, и это теперь считается нормальной практикой. А потом зрители удивляются, что в десяти военных фильмах один и тот же кадр воспроизводится! Есть, конечно, пытливые люди, стремящиеся найти оригинальное решение. Мы к таким относимся с особым вниманием и уважением. 

- А зрители каким-то образом участвуют в жизни архива? 

- Бывает и такое. Как-то неравнодушный человек принёс плёнку, которую чуть ли не на свалке нашел. А это оказались снятые на родине русского национального героя Кузьмы Минина в Нижнем Новгороде юбилейные Мининские торжества. Настоящая ценность, которую нам вручили совершенно бескорыстно. После того как наши архивисты отреставрировали и оцифровали, а мы обнародовали результат, подтянулись нижегородские исследователи, нашли много новых интересных фактов о персонажах и о самом событии. Целая цепочка научных статей родилась! Ещё случай. Обнаружился киносюжет: боец по фамилии Собянин пишет письмо с фронта родителям. И оказался он родственником мэра Москвы! Случайная съёмка была посвящена работе почты в годы Великой Отечественной войны. Сергей Семёнович официально поблагодарил архивистов за то, что прошли по следам хроники, нашли родственников. Вот такие приятные моменты вроде бы рутинной работы... Главное - подходить к любому делу творчески. Мы не архивариусы, окружённые тишиной и покоем, - у нас работа кипит. В читальных залах кино и фото порой до пятнадцати человек одновременно работают в поисках нужного документа! Никаких ограничений для стремящихся проникнуть в прошлое у нас нет, лишь бы обратившийся за помощью к нам хотел докопаться до истины.

 - Как восприняли приглашение в жюри кинофестиваля «КрымДок»? 

- Как доверие к специалисту, много лет имеющему дело с кинематографом в самом широком смысле. Степень компетентности зависит от насмотренности, как скажем, у жюри литературных конкурсов от начитанности. Для меня главный критерий оценки - высокий уровень всех составляющих: художественность, смысловая и идеологическая направленность, техническое исполнение. Только тогда это произведение киноискусства с точки зрения культурно-художественной и исторической ценности. 

- Слышала, что вы причастны к установке памятника фронтовому кинооператору, это так?

- Точнее, к месту установки. Предлагалась территория «Мосфильма», а я возразил: кто его увидит на закрытой территории? И предложил установить его в Красногорске, озвучив мнение всех моих коллег, которые считали: наиболее подходящее место там, где находится архив, в котором хранятся кинокадры, сделанные под пулями, под смертельным огнём. И 4 сентября 2020 года первый в мире памятник фронтовым кинооператорам был торжественно открыт в Красногорске, на Яблоневой аллее, вдоль Волоколамского шоссе. Все жители города им гордятся. 

В тему

- Часто к нам поступают кино- и фотодокументы с чердаков, в непотребном виде с точки зрения технического состояния, но представляющие важность для воссоздания картины времени, с персонажами, имеющими огромное значение для истории государства Российского, - рассказал Сергей Переходов. - Восстановление их - занятие увлекательное. 

Людмила ОБУХОВСКАЯ.