Человек и дорога

31 Январь 2023 372

Алкозамки получили ГОСТ

Автомобили дополнят камерами, чтобы фиксировать пьяных водителей. Эти и другие новшества появятся в ГОСТе, который был принят в России. Изменения вступают в силу с 1 апреля 2023 года. Однако пока неясно, как именно будут работать все новшества. 


Алкозамки нужны в России. К сожалению, далеко не все водители ответственны. Фото Анны Кадниковой.

 

Выпил и не поехал

Несколько дней назад в Керчи скончался ребёнок, который попал в ДТП. Его сбил водитель иномарки, который был в состоянии алкогольного опьянения. Если появятся алкозамки, то водитель не сможет в принципе сесть за руль. Машина просто не заведётся. 

Именно для таких случаев Росстандарт принял ГОСТ Р 70637-2023 «Автотранс­портные средства. Система конт­роля состояния водителя (алкозамок). Общие технические требования». Об этом сообщается на официальном сайте ведомства. Аппаратура сообщит о том, что водитель нетрезвый оператору сис­темы ЭРА-ГЛОНАСС, а также в «орган государственного управления, уполномоченный осуществлять контроль за безопасностью дорожного движения». 

Также система должна будет определить «уникальные признаки, позволяющие отличать его от других водителей, и однозначно идентифицировать его в информационной системе по его индивидуальному идентификатору, зарегистрированному в данной системе». Для этого в систему должны будут включить данные людей, которые допущены к управлению определённым автомобилем. 

«Размер и качество изображения, получаемого с камеры в дневное и ночное время, должны обеспечивать возможность его программной обработки <...> целей при использовании биометрических образцов данных водителей в целях идентификации», говорится в тексте документа.

Если нетрезвый водитель попросит товарища вместо него пройти проверку, то это не удастся. Система определит, что другой человек пытается обмануть систему. Также после того как система подтвердит личность водителя, нужно будет пройти анализ на содержание паров этилового спирта. 

Согласно ГОСТу допускается применение как контактных, так и бесконтактных способов отбора проб. В случае контактного метода автомобилист должен будет выдох­нуть не менее 1,2 л воздуха в прибор, имеющий сменный мундштук. При бесконтактном способе размещённый в салоне машины газоанализатор автоматически возьмёт пробы выдыхаемого воздуха.

«Конструкция индикаторов паров этанола должна обес­печивать проведение автоматического контроля очистки от этанола первичного измерительного преобразователя индикатора и отсутствие этанола в системе отбора пробы выдыхаемого воздуха (в случаях контактного способа) и в окружающем воздухе», - говорится в ГОСТе.

Если этилового спирта будет больше, чем положено, то при попытке тронуться с места система выключит двигатель. 

Время, отведённое на повторный запуск мотора, согласно ГОСТу, не может превышать пяти минут. При этом в случае экстренных ситуаций алкозамок можно будет деактивировать, но не до конца ясно, как. 

Согласно требованиям нового ГОСТа установка алкозамков предусматривается на автомобилях (в том числе и легковых), осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров, а также на транспортных средствах, которые перевозят опасные, тяжеловесные и крупногабаритные грузы, бытовые отходы и мусор. При этом в примечании указано, что требования ГОСТа также могут быть применены «в случаях добровольной установки эксплуатантами ТС». 

Ситуация на дорогах

В Сакском районе 23 января, в 15 часов, на автомобильной дороге Новосёловское - Саки, около села Лесновка, водитель автомобиля Mazda 3 1987 г. р., двигаясь со стороны пгт Новосёловского в направлении города Саки, при повороте налево в сторону Лесновки не уступил дорогу автомобилю Chevrolet Lanos под управлением водителя 1993 г. р. В результате ДТП пострадали два пассажира автомобиля Chevrolet Lanos: женщина 1952 г. р. и несовершеннолетний 2010 г. р.  

Около 8 утра на автодороге Симферополь - Красноперекопск - граница с Украиной, водитель 1974 г. р., управляя Daewoo, двигаясь со стороны села Укромного, в направлении Симферополя, допустил наезд на несовершеннолетнего пешехода 2005 года рождения. Об этом сообщает пресс-служба МВД по Республике Крым. Мальчик переходил проезжую часть дороги, по регулируемому пешеходному переходу на запрещающий сигнал светофора (красный). Ребёнка доставили в больницу. 

В Алуште около 8 утра на автодороге Алушта - Ялта, 183 км + 500 м поворот на село Лазурное, водитель 1974 г. р., управляя автомобилем Mercedes-Benz Atego на закруглении дороги не справился с управлением. Он выехал на полосу встречного движения, наехал на электрический столб и столкнулся с опорной стеной. Водитель погиб на месте.

«Народный инспектор» начнёт работу

Сервис для штрафов водителям дорабатывают, чтобы он стал распространённым по всей России. Принцип прос­той. Можно сделать фото на смартфон и отправить его в ГИБДД. Необходимая инициатива поможет тщательнее следить за порядком. И, конечно, получать деньги в бюджет за штрафы.

Неправильная парковка может обернуться штрафом от прохожего. Фото Анны Кадниковой.

 

Онлайн-сервис может начать работу в первом квартале 2024 года. Таким образом, понадобится больше года, чтобы отработать все нюансы. Автор законопроекта озвучивал, что программа поможет в том числе бороться с хамством на дорогах. 

«Вот парковался ты раньше поперёк входа в подъезд, мешал мамочкам с колясками пройти, вы с соседями много ругались по этому поводу, а теперь ты знаешь, что твои фокусы сфотографируют и отправят через приложение, тебе прилетит штраф», - сказал Александр Толмачёв, инициатор проекта. 

Однако допускается, что могут найтись не слишком порядочные граждане, которые будут специально делать фотографии или пытаться насолить недругам. Тем более что современные технологии позволяют подделывать фотографии. Такие моменты обязательно нужно исключить. Возможно, в Госдуме поймут, как это лучше сделать. 

27 января стало известно, что контракт на доработку сервиса «Народный инспектор» получила группа компаний «Программный продукт». Приложение будет создано на базе системы «Помощник Мос­квы». Инициатива о штрафах, оформленных при помощи фото, уже реализована в Мос­кве, а теперь программу расширят на федеральный уровень.


Россияне назвали главные страхи на дорогах

Самый большой страх у автомобилистов вызывают пешеходы, которые перебегают дорогу в неположенном месте. Об этом стало известно из исследования «Ренессанс страхование». По данным исследования, больше всего этого боятся в Санкт-Петербурге - об этом заявили 48% опрошенных водителей города.

На втором и третьем местах в списке дорожных фобий находятся потеря контроля над автомобилем (36%) и внезапное появление животного (34%). Эти страхи входят в топ-3 у 75% москвичей и 56% жителей Красноярска.

Также 34% россиян опасаются агрессивных водителей на дороге. 24% жителей Новосибирска поставили эту боязнь у себя на первое место.

Чтобы избежать происшествия на дороге или случайного ДТП, большинство водителей держит дистанцию перед другим автомобилем (59%) и использует поворотники при перестроении (54%). 43% респондентов считают, что важно снижать скорость при движении по городу, и стараются не отвлекаться на телефон (42%).

38% опрошенных стараются не провоцировать других на ответную агрессию, а 36% водителей проверяют системы машины на исправность перед каждой поездкой. 20% не слушают громкую музыку при движении.

Большинство россиян (90%) отметило, что хотя бы раз в год с ними случаются неприятные происшествия на дороге. С 3% из них это происходит каждую неделю, с ещё 3% - каждый месяц.

Валентина БУЙЛОВА.