Не опустеют школьные классы

26 Январь 2023 840
Учитель начальных классов сейчас - одна из самых дефицитных в Крыму профессий.
Учитель начальных классов сейчас - одна из самых дефицитных в Крыму профессий. Фото Анны Кадниковой.

Профессия учителя во все времена остаётся одной из самых важных для развития общества. Именно педагоги готовят будущее нашей страны, воспитывают в школьниках любовь к науке и творчеству. Качество образования в первую очередь зависит не от школьных программ и технического оснащения учебных учреждений, а от желания учителя делать свою работу. Неслучайно власти то и дело возвращаются к вопросу повышения престижа профессии педагога. Сейчас ему решили посвятить целый год. Указом президента 2023-й объявлен годом педагога и наставника. Это станет поводом в очередной раз обратить внимание на вопросы повышения авторитета учителя и привлечения в образовательную сферу молодых кадров.

Износ специалистов

«Крымская правда» уже не раз рассказывала о проблеме дефицита кадров в крымском образовании. Ежегодно на полуострове открываются новые школы, но они не обеспечены педагогами.

- На сегодняшний день в республике недостаточное количество преподавателей математики, физики, русского и английского языков, учителей начальных классов, - констатирует министр образования, науки и молодёжи РК Валентина Лаврик. - Средний возраст в отрасли по Крыму на сегодня - за 40 лет. 25% учителей - это те, кому уже за 50. Поэтому, конечно, в респуб­лике очень важным вопросом является подготовка молодых кадров, которые придут на смену опытным учителям.

В Симферопольском районе, например, сегодня насчитывается больше трёхсот вакансий в начальной школе и детских садах. Это без так называемых скрытых вакансий, связанных с предстоящим уходом работников в декрет или на пенсию, переездом и так далее. В остальных регио­нах полуострова ситуация не намного лучше. Частично решать проблему дефицита кадров удаётся за счёт того, что педагоги берут полторы-две ставки. Но это так или иначе плохо сказывается на качестве образования и ведёт к стремительному выгоранию учителей.

- Дефицит преподавателей-предметников в Крыму присутствует, и эта проблема стоит достаточно остро, - говорит учитель математики МБОУ «Столбовская школа» Джанкойского района, вне­штатный советник министра образования, науки и молодёжи Ролан Абджемелов. - Но, на мой взгляд, гораздо серьёзнее проблема дефицита педагогов, желающих стремиться к развитию.

Надбавки и поощрения

Традиционно принято считать, что дефицит кадров в сфере образования связан с нищенскими зарплатами. В украинские времена педагоги действительно получали копейки, однако принятая в России система надбавок позволяет им неплохо зарабатывать.

- По поручению президента, ежемесячно 5000 рублей выплачиваются классным руководителям. Учителям оказывается помощь в оплате жилья. В прошлом году 41 крымский педагог получил по 87 тыс. рублей на эти нужды, - рассказывает Валентина Лаврик. - Правда, данная выплата является единоразовой и распространяется только на тех учителей, которые работают в сельской местности. Они также получают ежемесячную надбавку на компенсацию коммунальных услуг. Пусть она небольшая - 750 рублей, но она есть и её получают 13700 педагогических работников.

По данным Минобраза, 15 крымских педагогов ежегодно получают премию 200 тыс. рублей в связи с тем, что их опыт и профессионализм признаны самыми высокими на уровне республики. С прошлого года появилось финансовое поощрение для учителей, которые показывают высокие результаты в подготовке школьников к Единому госэкзамену. За каждый стобалльный результат своего ученика педагог получает 100 тыс. рублей. Есть премии и для преподавателей, которые готовят учащихся к всероссийским олимпиадам: за первое место своего воспитанника учитель получает 150 тыс. рублей.

- Педагоги, которые работают хорошо, получают достойные дополнительные выплаты, - отмечает Валентина Лаврик. - Молодые учителя, например, получают около 35350 рублей - это целевой показатель, который мы должны выполнить к окончанию финансового года. Он возрастает ежегодно, учитывая различные финансовые влияния. Эта сумма складывается не только из оклада и нагрузки педработника, но и из ежемесячных надбавок. Меры поддержки начинающим специалистам оказываются на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях. Так, с 2016 года молодые педагоги получают республиканскую надбавку в размере 5700 рублей, а с этого года дополнительно ещё по 3300 рублей к зарплате.

По словам главы Мин­образа, сегодня в Крыму насчитывается 1400 молодых педагогов. Таковыми считаются учителя со стажем работы до трёх лет и возрастом до 35 лет. Конечно, есть риск, что когда педагог перестанет быть молодым и потеряет соответст­вующие надбавки к окладу, он может уйти из профессии в поисках более хлебной работы. Но в Мин­образе уверяют, что многие всё же остаются в школах: повышают квалификационную категорию, нарабатывают стаж и получают надбавки уже за трудовые достижения.

Не вузом единым

Отчего же, несмотря на достаточно щедрую финансовую поддержку, предусмотренную государством для учителей, приток кадров в сферу образования столь незначительный? В крымском парламенте считают: проблема в том, что вузы выпускают на рынок труда недостаточное количество молодых специалистов.

- Хотелось бы, чтобы вузы готовили больше педагогов, чем сейчас, - замечает председатель Комитета по образованию, науке и молодёжной политике Государственного Совета РК Сергей Додонов. - В этом году планируется пересмотреть организацию педагогической практики студентов, учебные планы подготовки по профильным предметам химиков, физиков, математиков, чтобы они могли работать, как учителя. Кроме того, мы планируем усилить подготовку педагогических кадров в колледжах - на сегодняшний день она недостаточна. Хотя одни из самых востребованных в Крыму специальностей сейчас - учителя начальных классов, информатики и других направлений, обучение которых возможно в рамках среднего профессионального образования. Более 60% выпускников девятых классов уходят из школы - эти ребята могли бы получать педагогическое образование. Без возрождения среднего профессионального образования закрыть кадровый пробел в крымских школах будет невозможно.

По мнению Сергея Додонова, педучилища, количество которых было сведено к минимуму после развала СССР, готовили кадры для школ куда лучше, чем вузы. В связи с этим в нынешнем году планируется начать развивать сеть средних учебных заведений, готовящих учителей. Перед крымским образованием стоит амбициозная цель - в 2024 году осуществить первый приём студентов на базе 9-х и 11-х классов на педагогические специальности в средние образовательные учреждения.

В Минобразе, между тем, отмечают важность подготовки будущих педагогов ещё во время учёбы в школе. Специаль­ные профобразовательные классы позволяют вовремя находить учеников, которые в будущем видят себя педагогами. Сегодня в школах полуострова сформировано около 50 педагогических классов, но их количество нужно увеличивать.

- Чтобы выпускники сельских школ возвращались работать педагогами в свои сёла, нужно использовать программу целевого направления, - считает Валентина Лаврик. - Те крымские муниципалитеты, у которых есть такие программы, уже через три-четыре года смогут получить молодых педагогов, выпус­тившихся из вузов. Каждый глава муниципалитета должен понимать, какие специалисты ему нужны.

Елена ЮМАНОВА.