«Учителя стали официантами, которые не так подают пиццу»

25 Январь 2023 1872
Ольга Хомякова, директор ГБОУ «Гимназия №7 имени В. И. Великого».
Ольга Хомякова, директор ГБОУ «Гимназия №7 имени В. И. Великого». Фото из открытого источника.

«Крымская правда» публиковала обращение Виктора Оганесяна, директора севастопольской гимназии №1 имени А. С. Пушкина, к министру просвещения. Педагог с огромным стажем просил изменить систему, которая уничтожает профессию учителя. Виктор Альбертович пояснил нам, что обязательно расскажет о последствиях своего обращения, но чуть позже. Пока есть предположение, что реакция всё же будет. При этом он посоветовал нам поговорить со своей более молодой коллегой - Ольгой Александровной ХОМЯКОВОЙ, также директором одной из школ полуострова. Мы согласились и задали несколько вопросов о том, почему учителя теперь превратились в обслугу.

- Ольга Александровна, президент России Владимир Путин объявил 2023 год Годом учителя и наставника. Как вы думаете, это будет поводом для изменений в системе? Наверняка, вас тоже не оставило равнодушной обращение Виктора Альбертовича к министру.

- Конечно, его слова меня тронули. Я уважаю Виктора Альбертовича, знаю, что всё, что он говорит - это результат многолетнего опыта и знаний, мудрость и умение видеть ситуацию в целом. Он делал свои заявления не ради красного словца или своей рекламы. Он озвучил самые острые и важные проблемы, которые есть сейчас в системе образования. 

К сожалению, у нас действительно стало много проверочных и оценочных процедур. Мы вынуждены прерывать учебный процесс ради того, чтобы провести срезовые работы. Они помогают администрации, учителям увидеть уровень учеников, это бесспорно. Но таких работ слишком много. Из-за них страдает учебный процесс, так как приходится всё время готовиться к очередным проверочным работам. 

Также жалуются и родители. Они говорят о том, что дети постоянно заняты подготовкой то к одному срезу знаний, то к другому. Нагрузка растёт, это многим не нравится. Я скажу больше. Такие проверки знаний дети начинают воспринимать не как благое дело, а как раздражающий фактор. И это не совсем правильно. 

Переживают и учителя. Например, в прошлом году после выхода с дистанционного обучения мы начали проводить срезовые работы. Это значит, что уровень тревожности вырос и у педагогов, и у родителей. Конечно, стали волноваться также ученики. В итоге, мы получаем очень нервную атмосферу, которая точно не способствует тому, чтобы сеять разумное и вечное.

- Кстати, о родителях. Я часто слышу, что вседозволенность в соцсетях, общее падение культуры приводят к тому, что родители начинают хамить учителям, писать на них доносы в интернете. Это ведь тоже мешает работать. Кроме того, как повлиять на такие сообщения? Формально учитель никак не защищён. 

- Всё верно. Сейчас для многих стало нормой оскорбить учителя, привести факты, которые не соответствуют действительности. Мы абсолютно беззащитны перед соцсетями, перед сообщениями, которые там пишут родители. Человек создаёт себе страницу-однодневку даже без своего фото. Потом начинает писать оскорбления и многое другое. При этом я, к примеру, всегда готова выслушать родителей. Приходите, задавайте вопросы, мы вместе найдём решение. Но вместо этого начинаются анонимные обвинения в соцсетях. 

Также учитывайте особенности детской психики. Конечно, ребёнку сложно признать, что он может быть в чём-то неправ. Проще обвинить учителя, рассказать об этом родителям, а потом уже школе приходится разбираться с доносом. Недавно был случай, который поверг в шок. Учительница забрала мобильный телефон у ребёнка во время урока. Она неоднократно делала замечания, реакции не было. Школьник просто сидел и играл в игры, спрятав смартфон под партой. В итоге учительница забрала мобильный, положила на стол - на видное место - и сказала, что вернёт после урока. Всё закончилось вызовом полиции со стороны родителей. Сотрудник правоохранительных органов в частной беседе пояснил мне, что если учитель забирает мобильный телефон, а это личная вещь, то да, на него могут написать заявление. Можно такое представить? И даже если телефон лежит на видном месте, его вернут после урока - всё равно. Как в таких условиях работать учителям?

- Проблем, наверняка, добавляют и сами дети. Они тоже изменились. Отношение к учителю стало другое. Мне мама всегда говорила, что учитель прав, и точка. Других вариантов нет. Любые жалобы воспринимались так: ты должна подумать, что сделала не так. Учитель не виноват. Это, с одной стороны, тоже крайность. Но она давала результат. Было уважение к профессии.

- Да, в прошлом так и было. Меня воспитывали так, что учитель - это почти небожитель, я не могла представить педагога на кухне со сковородой в руке. Но дети сейчас другие. К сожалению, матерные слова мы слышим с детского сада. Кроме того, родители позволяют себе при детях обсуждать учителей. Пусть это будет с подругой на кухне, но ребёнок всё слышит. Фразы «да кто она такая» или «это она нам должна» дети воспринимают вполне быстро. Понимаете, учитель стал, словно официантом. Я уважаю все профессии, безусловно. Но ощущение, будто ты не так подаёшь пиццу в ресторане и тебя считают нормальным оскорбить. 

- Как это сказывается на учителях?

- У меня есть доступ к определённой медицинской информации. И я могу заявить, что количество инсультов и гипертонических кризов у учителей резко возросло. Причём в больницу попадают даже те, кому только 40-45 лет. Количество заболеваний сердца возросло среди педагогов, с этим спорить бесполезно… Причина - постоянный высокий уровень стресса. Это и бумажная волокита, и срезовые работы, и родители с детьми, которые далеко не всегда соблюдают нормы этики. Также часто слышу фразу «я верю своему ребёнку». Но подождите, ведь он тоже может быть не прав. А потом мы удивляемся, что учитель стал равнодушным, ведёт уроки, как робот. Человек просто выгорает от такого напряжения. 

Виктор Альбертович точно подметил, что о нас теперь пишут: «оказывают образовательную услугу». Теперь мы «оказатели» услуг, как бы это ни звучало. И теперь всё общество должно задуматься над тем, к чему это может привести. Учителей нельзя загонять в угол проверками и срезами. Также учитель не должен оправдываться в соцсетях или писать объяснения после очередной проверки. А даже на анонимные сообщения реагируют департаменты и другие структуры. Любой может написать, что учитель - негодяй, и обязательно будет проверка. 

Если 2023 год объявили Годом учителя, то нужно делать всё возможное, чтобы поднять престиж профессии. Получится так или нет? Узнаем. Но хочется, чтобы нас слышали… 

Важно

Как следует из данных Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС, в большинстве федеральных округов в РФ сформировался дефицит учителей, педагогических работников и руководителей школ. Одна из причин этого - низкие зарплаты педагогов при большом объёме работы. Также более 650 тысяч учителей достигли пенсионного возраста. Через несколько лет некому будет их заменить. 

Беседовала Валентина БУЙЛОВА.