Коварный мерчендайзинг

18 Январь 2023 319
Лучший способ избежать спонтанных трат - ходить в магазин со списком покупок.
Лучший способ избежать спонтанных трат - ходить в магазин со списком покупок. Фото Анны Кадниковой.

Бывало ли с вами такое, что вы зашли в магазин за хлебом, кефиром и гречкой, а вышли из него с полным пакетом продуктов? Наверняка, да. Но поспешим успокоить, это происходит вовсе не из-за того, что вы - транжира или слабохарактерный человек. Просто в современном магазине всё устроено таким образом, чтобы вы делали спонтанные покупки. За это отвечают мерчендайзеры - люди, которые знают, как увеличить продажи в магазине с помощью грамотно расставленных товаров.

Раскладка товаров в магазинах производится таким образом, чтобы вы потратили как можно больше денег. Не верите? Вспомните, где в ближайшем супермаркете располагается хлеб и вода. Наверняка, в глубине магазина, да ещё и в разных углах. И это не случайность. Товары первой необходимости специально располагают таким образом, чтобы по пути к ним вы за-метили и кинули себе в корзину пачку кофе, какую-нибудь консерву, моющее средство для посуды и что-нибудь ещё. 

А около кассы вас поджидают жвачки и шоколадки. Если вы пришли с ребёнком, то он, наверняка, попросит купить какой-то сладкий батончик или шоколадное яйцо с сюрпризом. Если же вы голодны, то вид сладкой, калорийной шоколадки может соблазнить и вас.

У магазинов одежды - тоже свои уловки. Они вешают рядом сочетающиеся по цвету и стилю вещи: например, рубашку и подходящие к ней брюки. Туфли ставят рядом с сумками. А перед кассой выкладывают целую россыпь украшений, платков и косметичек. И вот вы уже выбрали не только ботинки, за которыми пришли, но и пять пар носков, очередной водоотталкивающий спрей, а пока стояли в очереди - прихватили ремень.

Онлайн-магазины используют свои приёмы. Например, напоминают, что вы заказывали раньше. Или выносят товары со скидкой на самое видное место, чтобы они всё время бросались в глаза. Даже если вещь не очень-то нужна, велик соблазн купить её только из-за выгодной цены. 

Всё это лишь малая толика инструментов, с помощью которых мерчендайзеры манипулируют нами, заставляя тратить кровно заработанные деньги. Чтобы противодейст­вовать этим манипуляциям, надо придерживаться простых правил.

Как минимум, составляйте список необходимых товаров и строго его придерживайтесь. Заранее посчитайте, сколько примерно вы собираетесь потратить. Не выходите за пределы бюджета. Если вы привыкли расплачиваться наличными, не берите с собой больше, чем нужно. Не ходите по магазинам на голодный желудок. Когда вы хотите есть, рискуете купить даже то, что вам не нужно. 

Не берите на входе корзинку или тележку, когда заскочили в магазин всего за парой продуктов. Пачку риса и банку кофе вы и так донесёте до кассы. А если руки будут заняты, не будет соблазна купить что-нибудь ненужное.

Не ленитесь заглядывать на нижние или верхние полки: часто там стоят товары по более выгодной цене, чем на уровне глаз.

Перед шопингом одежды и обуви проведите ревизию гардероба. Соберите готовые комплекты: так вы поймёте, чего вам действительно не хватает, и сможете устоять перед покупкой очередного свитера вместо необходимой рубашки.

Перед оплатой ещё раз сверьтесь со своим списком. Возможно, часть товаров попала в корзину лишь благодаря уловкам мерчендайзеров.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.