«Борьба за сохранение веры - это борьба за будущее всего человечества»

10 Январь 2023 350
Патриарх Кирилл: «На личном опыте могу сказать, трудности даются нам и для того, чтобы мы становились сильнее, мудрее». Фото с сайта «Предстоятель».
Патриарх Кирилл: «На личном опыте могу сказать, трудности даются нам и для того, чтобы мы становились сильнее, мудрее». Фото с сайта «Предстоятель».

7 января на телеканале «Россия 1» вышло традицион­ное Рождественское интервью Святейшего Патриарха Мос­ковского и всея Руси Кирилла. Удивительно ясный, чёткий, умный и глубоко сочувственный разговор о происходящем в мире, обществе и душе человека. «Российская газета» публикует главные моменты из ответов патриарха.

Прав ли Достоевский? 

- Это, кажется, из «Дневника писателя» (сказал патриарх в ответ на вопрос журналис­та, процитировавшего слова Фёдора Достоевского о том, что «долгий мир ожесточает людей», производит апатию, низменность мысли, разврат, притупляет чувства, а социальный перевес «под конец приходит к грубому богатству»)…

И мне кажется, это слова не Достоевского, он вкладывает их в уста кого-то другого. Но вообще-то мысль такая присуща не только Достоевскому.

Бывают в жизни человека тяжелейшие моменты, когда нужно переступить через самого себя, чтобы достичь чего-то в профессиональном росте, в образовании, во многих других направлениях…

На личном опыте могу сказать: нагрузка, которая ложится на плечи, при духовно и психологически правильном восприятии действительно помогает росту. Поэтому трудности даются нам в том числе и для того, чтобы мы становились сильнее, мудрее. А если говорить о жизни общества, государства, чтобы происходили положительные изменения в жизни и общества, и государства, чтобы народ становился более консолидированным. Если речь идёт о трудностях, связанных с опасностью извне, - чтобы люди действительно консолидировались. Чтобы больше ценили то, что имеют. Чтобы возникало желание защищать то, что имеют, и совершенствовать личную и общественную жизнь.

Поэтому трудности даются нам, может быть, для того чтобы мы становились сильнее и лучше. Всё зависит от того, с какими мыслями, с каким целеполаганием мы встречаем эти трудности и боремся с ними.

Почему священники нужны на фронте?

- Священник не имеет права брать в руки оружие. Он не может даже сам себя защитить во время военных действий. То есть, присутствие священника в Вооружённых Силах во время военных действий - это огромный риск.

Если взять дореволюционную практику, то полковой священник с крестом в руках начинал атаку. С первыми, кто выходил из окопов, шёл навстречу врагу. И священники чаще всего погибали, потому что это - вожделенная цель для противника.

…И он продолжает оставаться вожделенной и лёгкой целью. Мы знаем, что за отцом Михаилом Васильевым следили, и этот удар был нанесён именно для того, чтобы его погубить. Каждый священник, который находится в районе бое­вых дейст­вий, сознаёт, что он является лёгкой и вожделенной целью, но никто оттуда не уходит, пока Священноначалие не отзывает - все остаются верны своей священнической присяге и своему пастырскому долгу.

Священники поднимают дух и укрепляют веру наших вои­нов в зоне военных действий. Но я хотел бы ещё сказать, что священник очень гуманизирует эту тяжёлую, радикально-негативную сферу человеческого бытия. Священник в армии - это тот, кто может выслушать, помочь советом, вместе помолиться; тот, кто проводит очень большую работу с родственниками. Потому что чаще всего жёны, матери, дети обращаются к духовенству за поддержкой, ведь люди очень переживают за своих родных, близких, за тех, кто может жизнь свою положить.

Я очень ценю труд наших священнослужителей в любой экстремальной ситуации, но особенно там, где присутствие священника имеет очень большое значение для духовного состояния людей - в первую очередь, речь, конечно, о военнослужащих.

Нравственные вопросы и власть

- Нравственность - это внут­реннее человеческое измерение (сказал патриарх, отвечая на вопрос журналиста, помогут ли нравственному оздоровлению общества законопроекты о защите традиционных духовных ценностей и запрете пропаганды гомосексуализма и педофилии), и насколько внешние законы могут повлиять на внутреннее состояние человека - это большой вопрос. Мне кажется, на внутреннее состояние человека в первую очередь влияют духовные факторы - воспитание, культура.

Но для чего нужны эти законы? Государство таким образом определяет своё отношение к подобным явлениям. Государство заявляет о своей нравственной позиции, и вот это чрезвычайно важно. То, что сегодня Россия, российская власть заняли эту позицию, свидетельствует о том, что нравственные вопросы, вопросы духовной жизни людей небезразличны для современной российской власти.

Елена ЯКОВЛЕВА.