Наш советский Новый год

27 Декабрь 2022 358
Те самые «Мишка» и сгущёнка.
Те самые «Мишка» и сгущёнка. Фото из открытого источника.

Совсем скоро страна, в которой многие из нас родились и росли, отметит юбилей - 100 лет с момента создания Советского Союза. Теперь о тех временах можно лишь ностальгировать. «Крымская правда», что, как «Таврическая правда», «Крымский Коммунист», «Красный Крым», появилась раньше (нам в будущем году исполнится 105 лет), в просто Советской России, предлагает читателям вспомнить: чем славилась наша страна, что в ней производилось иным на зависть добротное, вкусное, надёжное, качественное - от продуктов до авто, от открыток до космических аппаратов. Что запомнилось вам, уважаемые читатели, чего сейчас не хватает? Пишите нам об этом, будем вместе вспоминать. Пока же продолжим рассказы о наших вкусностях. Помните, что пользовалось в СССР особым спросом у хозяек перед Новым годом?

А «на третье»….

Именно так, «на третье», говорили в СССР, и в будни, беря обед в столовых, и в праздники, придумывая, чем бы таким удивить и порадовать. Если «с первым» было понятно: суп, от «с лапшой» до «с пельменными ушками», «со вторым» тоже - гарнир из картошки, макарошек или гречки плюс что-то рыбное, мясное, овощное (можно и салатик), то у «третьего» вариаций множество. И «а компот», как говорил герой Алексея Смирнова в любимой советской комедии, и «детям мороженое», как советовал Анатолий Папанов в ещё одном любимом фильме той эпохи, и просто булочка в школьной столовой… И, конечно, конфетки, тортика кусочек к празднику: а уже на Новый год - обязательно…

В предыдущем выпуске руб­рики мы вспомнили как ещё с ноября советские люди, в основном, конечно, женщины, вооружившись авоськами (никаких тогда сумок-шоперов, пакеты - дефицит) начинали «магазинную разведку». В поисках майонеза «Провансаль» и зелёного горошка мозговых сортов, обязательно в стеклянной банке с жестяной закатной крышкой; а также атлантической сельди-иваси, «Докторской» колбасы, сырков «Дружба», чтобы главные народные салаты «шуба», «оливье» и «еврейский» (он же «одесский», «закусочный») удались. Ещё везением было достать утку, а лучше гуся, хороший кусок свинины, баночку рижских шпрот или даже камчатского краба, мясо криля и красную (чёрную) икру на бутерброды-крошки. Приветствовались и мандаринки, яблочки, виноград, если уж совсем повезёт, то гранат и даже бананы… - это уже на то самое, «третье». Если на дольки, зёрнышки, кружочки, ягоды разделить и на праздничное блюдо красиво уложить, то шикарно получалось. Но всё же многие хозяйки фруктовое старались разбавить выпечкой (желательно, своей, нет - магазинной) и конфетами: вроде и детское лакомство, однако и взрослые любят.

Главными новогодними, зимними, конфетами считались «Мишка на Севере», примерно с пятидесятых годов прошлого столетия их начали выпускать многие конфетные фабрики, а изначально - детище Ленинградской, имени революционера Надежды Крупской. Мягкие глазурованные конфеты с ореховой начинкой в вафельном корпусе, что, как снег, таяли во рту, местные технологи разработали в 1939-м. И самое трогательное и героическое: выпуск не прекратили даже в блокаду в Великую Отечественную, правда, дорогие компоненты заменили на дешёвые, к примеру, вмес­то сливочного масла брали «спецжир повышенного качест­ва». Но конфеты выпускали: сами голодали, а на фронт, в госпитали или в новогодние подарки - отправляли. Один из фронтовиков-крымчан рассказывал, как удивился, когда под Новый 1944-й им в госпитале в Омске выдали небольшие пакетики: шерстяные перчатки и носки, связанные местными мастерицами, три мандаринки, что привезли из Абхазии, пачку американских галет, которые поставлялись по ленд-лизу, и чудо - конфетку «Мишка на Севере» из Ленинграда! «Я потом фантик в комсомольском билете носил, до самого Берлина наш «Мишка» дошёл». В городе на Неве тогда ещё полностью не сняли блокаду, но сладость уже доставляли по стране, водно-ледовая «Дорога Жизни», позже и железная «Дорога Победы», связывали.

Белый медведь, идущий среди северных снежных заносов, по некоторым данным, был создан специально для этих конфет художником Анд­реем Таракановым. «Мишка» стал символом конфетной эпохи, а фантики с ним (потом рисунки немного менялись в зависимости от фабрики) - объектом коллекционирования. Как трудно удержаться, помните, когда знаешь, что дома спрятан кулёчек с конфетами, даже не «Мишкой», просто карамельками, но есть фраза «Это на Новый год!». Однако часто пробу всё же снимали, карамельки - каждому, а шоколадные или вафельные - одну на всех делили. Доброта и счастье! Чуть позже «Северный Мишка» «перебрался» и на шоколадки (этикетку уже разрабатывала художник Татьяна Лукьянова), вафельные тортики, купить которые к празднику тоже считалось удачей, очень быст­ро разбирали.

Сгущённая сласть

Те, кому не доставалось или недостаточно было покупных сладостей, творили свои: самый простой способ - смешать сгущёнку с измельчённым печеньем и грецкими орехами, а можно и пирог испечь - «Северный», зимний. В любом случае понадобится сгущённое молоко. Сделать его можно и в домашних условиях: 5 стаканов молока жирностью не менее 3,5% подогреваем в эмалированной кастрюльке с толстым дном, добавив туда щепотку соды, чтобы не свернулось, затем добавляем 2,5 стакана сахара и помешиваем, чтобы он растворился. Уменьшаем огонь до минимума и варим 2-3 часа, иногда помешивая, молоко загустеет, объём его уменьшится. Снимаем с огня, немного остужаем, взбиваем погружным блендером или венчиком и отправляем на несколько часов в холодильник. Съедаем, готовим с ней сразу или храним в плотно закрытых, желательно простерилизованных, банках максимум две недели. Но в СССР так заморачивались редко: сине-бело-голубые баночки натурального и очень вкусного сгущённого молока продавались в магазинах.

Вообще, идею консервировать уваренное молоко предложил француз Николя Аплер в 1827-м, но сахара в его блюде не было, а потому народ не оценил. Зато сладкая сгущёнка, которую спустя два десятилетия запатентовал американец Гейл Бордон пришлась многим по вкусу. В 1864-м первый в мире завод по её производству появился в США, спустя два года - в Швейцарии. Оттуда, считается, она и попала в Россию, первый завод открыли в Оренбурге в 1881-м, доктора советовали сгущёнку детям как замену грудного молока, ведь она богата и витаминами, и полезными кислотами, но наши женщины предпочитали или собственное, или кормилиц. И вообще, не факт, что в России сгущёнка ещё раньше не появилась, ведь в деревнях молоко часто томили в русской печке. 

В СССР сгущённое молоко появилось в 1932-м, по инициативе наркома торговли Анастаса Микояна, но мало и хранилось недолго. Спустя 4 года, когда нарком возглавил, по поручению Иосифа Сталина, нашу делегацию в США, «чтобы хорошее взяли, улучшили и у нас применили», опыт консервации для длительного хранения переняли, но с поправкой: у нас только лучшее коровье молоко и сливки в сгущёнку шли. И этикетку для сгущённого молока утверждали в Кремле, выбрав один из семи вариантов, «в стиле конструктивизма», предложенных художницей Ираидой Фоминой. Сгущённое молоко - это любимый продукт страны: хоть ложкой ешь, хоть в тесто, хоть на хлеб…

О других советских радос­тях новогоднего стола - в следующем выпуске рубрики. А что «Сделанное в СССР» запомнилось вам? Ждём истории.

Рецепт нашего «Северного»

В миску вливаем банку сгущёнки, добавляем два сырых яйца, пол чайной ложки соды, щепотку соли, хорошо перемешиваем, медленно струйкой всыпаем стакан (200 граммов) крахмала (можно картофельного, можно кукурузного), снова перемешиваем до однородности. Заполняем форму, и в духовку (предварительно разогреть) на 30-35 минут (проверяем зубочисткой, если сухая - готов) при 180 градусах. Уже будет вкусно, но можно разрезать вдоль и промазать получившиеся коржи любимым вареньем или кремом, а можно на этапе готовки добавить в тесто ягоды, свежие или замороженные. Верх пирога обильно посыпаем сахарной пудрой, но можно и без неё.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.