Дороже или никак
В Крыму решили повысить стоимость проезда в общественном транспорте. Как ожидается, при безналичном расчёте придётся платить 25 рублей вместо нынешних 20, а при оплате наличными - 30 рублей вместо 25. На пригородном сообщении цена повысится с 2,12 до 2,65 рубля за пассажирокилометр - как для автобусов, так и для троллейбусов. Новые тарифы уже одобрены Общественной палатой Крыма.
На пути к банкротству
В последний раз Общественная палата обсуждала перспективу повышения стоимости проезда летом этого года. Тогда её члены согласились с аргументами перевозчиков и одобрили изменение тарифов. Однако глава республики Сергей Аксёнов дал отбой этой инициативе и заморозил даже обсуждение вопроса до лучших времён. Теперь они, судя по всему, настали. Глава РК согласился, что пора повышать стоимость проезда, поскольку, работая по нынешнему тарифу, перевозчики обанкротятся в ближайшем будущем, и крымчан станет некому возить.
- Наше ведомство, анализируя финансово-хозяйственную деятельность предприятий, предоставляющих услуги по перевозке пассажиров, выявило, что доходная часть частных перевозчиков не покрывает их затрат, - рассказывает и. о. министра транспорта РК Дмитрий Горб. - Возникают проблемы с уплатой налогов и другими затратами. За этот год увеличилась стоимость горюче-смазочных материалов - на 35%, топлива - на 10-20%, расходных материалов на содержание транспорта - на 38-80%. Подорожание запасных частей, необходимых для ремонта транспортного парка, составило до 170%.
Стало дороже и страхование транспорта - в среднем на 60%. Кроме того, в этом году перевозчики заметно обновили подвижной состав - в общей сложности было закуплено 450 автобусов. Предприятия брали их в лизинг, и сейчас столкнулись с ситуацией, когда выплачивать его нечем. Уже были случаи блокировки счетов транспортных компаний и изъятия новых автобусов в связи с невыполнением лизинговых платежей.
На сегодня финансовое положение большей части транспортных предприятий неуклонно ведёт их к банкротству. Если оно наступит, часть перевозчиков уйдёт с маршрутов на время, а часть - навсегда.
Обратная сторона
- Если в 2021 году прибыль нашего предприятия составила 22 млн. рублей, то в 2022-м мы оказались в убытке - на 30 млн. И этот долг мы на сегодня не можем ничем покрыть, - сетует руководитель обслуживающей регионы компании-перевозчика Вячеслав Свижевский. - Пассажиропоток упал в разы - за время пандемии люди научились сами добираться, куда им надо, без общественного транспорта. Покупают старые машины и ездят между деревнями. И нам мешают, потому что подбирают на трассе пассажиров. Мы понимаем, что увеличение тарифов больно ударит по карманам людей, но у нас нет другого выхода. Сейчас мы не можем платить ни зарплаты, ни налоги.
Крымские перевозчики хотели бы продолжить обновление подвижного состава, но сегодня подорожание новых автобусов составило в среднем 30%. Кроме того, получение техники в лизинг возможно в том случае, когда экономика предприятия соответствует определённым требованиям. Понятно, что если компания находится на грани банкротства, ни о каких новых машинах речи быть не может.
- Проблемы перевозчиков понятны. Они начались в 2020 году, когда были массовые ограничения, связанные с коронавирусом. Но спасать их за счёт бюджета или за счёт кошелька пассажиров очень сложно, потому что в результате пандемии экономически пострадали все, - отмечает член Общественной палаты РК Лев Григорьев. - Нельзя повышать тариф, чтобы перекрыть недееспособность предприятия, которое не в состоянии организовать свою работу. Поэтому необходимо усилить контроль деятельности крымских перевозчиков.
Действительно, повышением тарифов воспользуются не только добросовестные предприятия - для повышения качества своих услуг, но и рвачи, которые до сих пор возят пассажиров на грязных и вонючих развалюхах. Для них это будет лишний повод набить карманы, не принимая никаких обязательств по улучшению своей работы.
И ещё, у любого повышения цены есть обратная сторона, неизбежная в соответствии с законами экономики, - падение спроса. В уменьшении пассажиропотока очевидно виноват не только коронавирус - все ограничения сняли давным-давно, а люди всё равно пользуются маршрутками и троллейбусами реже, чем раньше. Причина в очень низком качестве услуг. Графики движения не соблюдаются, в большинстве салонов по-прежнему грязь, летом - невыносимая жара, зимой - холод. Непонятно, когда общественный транспорт начинает работу, и когда автобусы уходят с маршрутов. Пока не будут решены эти проблемы, пассажиропоток будет только падать. Тем более, после очередного повышения стоимости проезда.