Дороже или никак

22 Декабрь 2022 861
После повышения тарифов проезд при оплате картой будет стоить 25 рублей.
После повышения тарифов проезд при оплате картой будет стоить 25 рублей. Фото Анны Кадниковой.

В Крыму решили повысить стоимость проезда в общественном транспорте. Как ожидается, при безналичном расчёте придётся платить 25 рублей вместо нынешних 20, а при оплате наличными - 30 рублей вместо 25. На пригородном сообщении цена повысится с 2,12 до 2,65 рубля за пассажирокилометр - как для автобусов, так и для троллейбусов. Новые тарифы уже одобрены Общественной палатой Крыма.

На пути к банкротству

В последний раз Общественная палата обсуждала перспективу повышения стоимости проезда летом этого года. Тогда её члены согласились с аргументами перевозчиков и одобрили изменение тарифов. Однако глава республики Сергей Аксёнов дал отбой этой инициативе и заморозил даже обсуждение вопроса до лучших времён. Теперь они, судя по всему, настали. Глава РК согласился, что пора повышать стоимость проезда, поскольку, работая по нынешнему тарифу, перевозчики обанкротятся в ближайшем будущем, и крымчан станет некому возить.

- Наше ведомство, анализируя финансово-хозяйственную деятельность предприятий, предоставляющих услуги по перевозке пассажиров, выявило, что доходная часть частных перевозчиков не покрывает их затрат, - рассказывает и. о. министра транспорта РК Дмитрий Горб. - Возникают проблемы с уплатой налогов и другими затратами. За этот год увеличилась стоимость горюче-смазочных материалов - на 35%, топлива - на 10-20%, расходных материалов на содержание транспорта - на 38-80%. Подорожание запасных частей, необходимых для ремонта транспортного парка, составило до 170%.

Стало дороже и страхование транспорта - в среднем на 60%. Кроме того, в этом году перевозчики заметно обновили подвижной состав - в общей сложности было закуплено 450 автобусов. Предприятия брали их в лизинг, и сейчас столкнулись с ситуацией, когда выплачивать его нечем. Уже были случаи блокировки счетов транспортных компаний и изъятия новых автобусов в связи с невыполнением лизинговых платежей. 

На сегодня финансовое положение большей части транспортных предприятий неуклонно ведёт их к банкротству. Если оно наступит, часть перевозчиков уйдёт с маршрутов на время, а часть - навсегда.

Обратная сторона 

- Если в 2021 году прибыль нашего предприятия составила 22 млн. рублей, то в 2022-м мы оказались в убытке - на 30 млн. И этот долг мы на сегодня не можем ничем покрыть, - сетует руководитель обслуживающей регионы компании-перевозчика Вячеслав Свижевский. - Пассажиропоток упал в разы - за время пандемии люди научились сами добираться, куда им надо, без общественного транспорта. Покупают старые машины и ездят между деревнями. И нам мешают, потому что подбирают на трассе пассажиров. Мы понимаем, что увеличение тарифов больно ударит по карманам людей, но у нас нет другого выхода. Сейчас мы не можем платить ни зарплаты, ни налоги.

Крымские перевозчики хотели бы продолжить обновление подвижного состава, но сегодня подорожание новых автобусов составило в среднем 30%. Кроме того, получение техники в лизинг возможно в том случае, когда экономика предприятия соответствует определённым требованиям. Понятно, что если компания находится на грани банкротства, ни о каких новых машинах речи быть не может.

- Проблемы перевозчиков понятны. Они начались в 2020 году, когда были массовые ограничения, связанные с коронавирусом. Но спасать их за счёт бюджета или за счёт кошелька пассажиров очень сложно, потому что в результате пандемии экономически пострадали все, - отмечает член Общественной палаты РК Лев Григорьев. - Нельзя повышать тариф, чтобы перекрыть недееспособность предприятия, которое не в состоянии организовать свою работу. Поэтому необходимо усилить контроль деятельности крымских перевозчиков.

Действительно, повышением тарифов воспользуются не только добросовестные предприятия - для повышения качества своих услуг, но и рвачи, которые до сих пор возят пассажиров на грязных и вонючих развалюхах. Для них это будет лишний повод набить карманы, не принимая никаких обязательств по улучшению своей работы.

И ещё, у любого повышения цены есть обратная сторона, неизбежная в соответствии с законами экономики, - падение спроса. В уменьшении пассажиропотока очевидно виноват не только коронавирус - все ограничения сняли давным-давно, а люди всё равно пользуются маршрутками и троллейбусами реже, чем раньше. Причина в очень низком качестве услуг. Графики движения не соблюдаются, в большинстве салонов по-прежнему грязь, летом - невыносимая жара, зимой - холод. Непонятно, когда общественный транспорт начинает работу, и когда автобусы уходят с маршрутов. Пока не будут решены эти проблемы, пассажиропоток будет только падать. Тем более, после очередного повышения стоимости проезда.

Елена ЮМАНОВА.