Чтобы существовать, надо работать

21 Декабрь 2022 507
В советское время ученики регулярно принимали участие в уборке школы.
В советское время ученики регулярно принимали участие в уборке школы. Фото из открытого источника.

В течение многих десятилетий в нашей стране считалось нормой привлечение школьников к труду. Ребята участвовали в субботниках, наводили порядок в классах, коридорах и на территории школы, красили и чинили скамейки и школьную мебель, подклеивали учебники, собирали макулатуру и металлолом. Тогда было понимание, что всё это делается для себя - не для кого-то, и потому лишь единицы пытались отлынивать или выражали недовольство. Сейчас для привлечения школьников к труду администрации учебного учреждения требуется получить письменное согласие родителей. Такой подход уже даёт свои плоды: растёт поколение потребителей, не желающих ничем себя обременять.

Приучение к швабре и венику

- Сейчас для привлечения детей к общественно полезному труду - уборке территории школы, дежурству по классу, участию в экологических акциях - необходимо получить согласие родителей, - рассказывает зампредседателя правления Российского движения детей и молодёжи по региональному взаимодействию Лариса Сулима. - В 2012 году в федеральном законе об образовании появилась статья, запрещающая привлекать учеников к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия родителей. Внесение этой поправки привело к тому, что мы отказались от трудового воспитания.

Десять лет спустя, когда уже получены ощутимые результаты такого подхода, власти намерены его пересмотреть. Ещё осенью спикер Госдумы Вячеслав Володин призвал депутатов разработать законопроект, регулирующий вопросы трудового воспитания в школах. На днях глава Комитета по просвещению Ольга Казакова выступила с соответствующей инициативой: снять законодательный запрет на привлечение школьников к труду. Она предлагает сделать так, чтобы родитель сразу подписывал согласие на труд ребёнка при его поступлении в школу.

- Есть такое понятие, как договор между образовательной организацией и родителями. В него следует внести один пункт - о согласии привлекать ребёнка к трудовой деятельности с уточнением списка допустимых работ, - комментирует директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13 им. Святого князя Александра Невского», депутат Госсовета РК Ирина Рулла. - Человек должен трудиться. А сейчас получается, что мы не приучаем ребёнка к работе, а потом хотим, чтобы он в 18-25 лет вдруг с рвением на неё накинулся.
Я считаю, что это очень важная инициатива. Пора убрать бюрократические препоны для вовлечения детей в трудовую деятельность. В то же время должен быть определён перечень мероприятий, к которым могут привлекаться школьники с учётом всех санитарных норм и правил техники безопасности. Уверена, выиграют от этого все: и дети, и родители. Сейчас обидно смотреть, когда просишь школьника подмести какой-то мусор в классе, а он не знает даже, как держать веник.

Вспоминают с сожалением

По мнению крымских педагогов, родительская общественность разделится в отношении к внесённой в Госдуму инициативе. 

- Есть такие, кто и сейчас говорит: заставьте клумбы перекопать, если балуется. Объясняю, что не имею такого права. И родители с сожалением вспоминают, что раньше воспитание трудом было нормой и давало хорошие результаты, - рассказывает Ирина Рулла. - Наверняка будут и те, кто выступит против привлечения школьников даже к простым работам. Но если судить по моему опыту общения с родителями, думаю, тех, кто выступит «за», окажется больше. Просто должен быть разумный перечень работ, к которым могут привлекаться дети. Например, поручать мыть окна вряд ли стоит - это небезопасно.

Что касается детей, всё зависит от домашнего воспитания и политики в конкретной школе, говорят учителя. Но зачастую даже те школьники, которым родители не дали письменного согласия на участие в работах, всё равно трудятся вместе со всеми. Лишь единицы предпочитают отсиживаться, пока остальные работают, прикрываясь тем, что мама не дала разрешения.

- Почему бывшие республики СССР до сих пор сильны духом и не поглощены «европейскими ценностями? Да потому, что живы те, кто собирал макулатуру и металлолом, дежурил в классах и мыл полы, собирал урожаи в колхозах. И нашим родителям не пришло бы в голову «отмазать» ребёнка от дисциплины или общественного труда, - говорит глава родительского комитета МБОУ «Гимназия №11 им.
К. А. Тренёва» Светлана Хатько. - Мы все школьные годы сами убирали школу, и никому в голову не приходило, что можно как-то по-другому. Ни один родитель не жаловался, хотя я училась в «навороченной» по тем временам школе.

Общество потребителей

Недоумение вызывает то, что некоторые родители говорят о трудовом воспитании как об эксплуатации детского труда. Всё-таки школьников привлекают к уборке не у директора дома, а в помещениях, в которых сами они проводят значительную часть времени. Речь идёт о том, чтобы приучить детей убирать за собой, самим себя обслуживать. И это правильно.

- Нельзя растить общество потребителей: чтобы существовать, надо работать, - убеждена детский психолог Лидия Соболевская. - Сейчас не редки случаи, когда молодой человек отучился, пришёл на первое рабочее место, и оказалось, что он просто не думал, что работать - это так тяжело. А когда он мог это понять? Поэтому я считаю, что приучать ребёнка к труду нужно с раннего детства. Посильный труд ещё никогда никому не вредил. Это не только развивает физические навыки, но и морально поднимает человека.

По мнению специалиста, если не давать детям трудиться, они перестают выкладываться и в учебном процессе - пропадает интерес, усидчивость, чувство ответственности за результаты своей деятельности. Всё это постепенно снижает успеваемость. 

Елена ЮМАНОВА.