Советское мороженое

13 Декабрь 2022 898
Реклама любимого лакомства в СССР.
Реклама любимого лакомства в СССР. Фото из открытого источника.

В конце года страна, в которой многие из нас родились и росли, отметит юбилей - 100 лет Советскому Союзу. Теперь о тех временах можно лишь ностальгировать. «Крымская правда» предлагает читателям вспомнить, чем славилась наша страна, что производилось добротное, вкусное, надёжное. И начнём с любимого лакомства, которое появилось в продаже 85 лет назад, ради которого иностранцы считали нужным «посещать Союз», а премьер Великобритании называл его символом непобедимости нашей страны. Мороженое!

«Микояновское»

Нет, такого названия и сорта мороженого, конечно, в Советском Союзе не было, просто появлением ледяного лакомства в продаже, целыми фабриками мы обязаны ему, Анастасу Ованесовичу (на русский манер - Ивановичу), парню из бедной семьи, ставшему, как говорили в народе, «вкусным наркомом». Благодаря ему появилось не только доступное мороженое, но и «Докторская» колбаса, майонез, плавленые сырки «Дружба», советские «гамбургеры», специальный день для рыбного питания, кулинарная книга Союза, «Советское шампанское» и «Жигулёвское» пиво…

Родился Анастас Микоян 13 (по старому стилю) ноября 1895-го в селении Санаин Тифлисской губернии Российской империи, учился в Духовной семинарии в Тифлисе (кстати, там же, где и Иосиф Сталин), из 29 предметов (четыре религиозных и остальные общеобразовательные) 20 сдал на «отлично». Потом - Первая мировая, Октябрьская революция, был одним из руководителей большевиков на Кавказе, а в 1926-м почти на тридцать лет стал «главным по продуктам». Вначале - народным комиссаром внешней и внутренней торговли, потом - снабжения; пищевой промышленности; министр внутренней и внешней торговли; просто торговли. В 1943-м награждён медалью Героя Социалистического Труда - «за особые заслуги в снабжении Красной Армии продовольст­вием в трудных условиях военного времени». Его не стало 21 октября 1978-го, позже по многочисленным записям и воспоминаниям вышла книга «Так было. Размышления о минувшем».

Как у истинного армянина, кавказца, вкус у Анастаса Ивановича был отменным, тонким, и потому продукты в Советском Союзе получались отличного качества: ничто не могло пройти регистрацию и попасть в производство без личной дегустации наркома, за соблюдением стандартов и рецептуры его подчинённые также строго следили. Сейчас о том вкусе и качестве только воспоминания…

«Важнее» коммунизма

Однажды, в начале тридцатых прошлого века, Иосиф Виссарионович в шутку попенял Анастасу Микояну: «Ты такой человек, которому не так коммунизм важен, как решение проблемы изготовления хорошего мороженого». Но препятствовать не стал, а отправил в США, чтобы лучшее взяли и у нас применили». К тому времени наша страна уверенно развивалась, в прошлое ушли карточки (действовали на остальные основные продукты фактичес­ки с революции), наладилась работа совхозов и колхозов, продукции стало больше, а возрождённых, ещё имперских продзаводов не хватало. Анастас Микоян вспоминал, что первым делом после протокольных мероприятий отправились за мороженым, а затем и на фабрику по его производству. У нас в стране, в Москве, к тому времени по настоянию наркома уже готовились строить такую. «Некоторые до сих пор считают, что мороженое - лакомство для детей, а для взрослых оно не нужно. Мороженое следует и можно сделать массовым продуктом питания, выпуская его по доступным ценам». Уж не знаем, ребёнком ли Анастас Иванович попробовал лакомст­во (тогда, конечно, просто замороженное молоко), или может, узнал о нём, задумавшись о кулинарной книге (многие рецепты отбирал сам), но занялся основательно. «Мы привезли из США всю технологию промышленного производст­ва мороженого. Вскоре при Мос­ковском хладокомбинате №8 было завершено строительство первой в СССР фабрики мороженого, оборудование для которой закуплено в США».

Конечно, первыми в промышленное производство мороженое запустили американцы, в 1851-м, Якоб Фуссел, но у нас ледяное лакомство появилось раньше. То же облизывание сосулек (тогда они были чистейшие) в старину - прообраз мороженого, известный со времён Ивана Грозного, а в деревнях в погребах, зимой специально молоко замораживали, кто побогаче - отправляли в ледник ягоды со сливками. При Екатерине Великой издали два рецепта производства: мороженое из сливок, шоколада, лимонов, апельсинов, яичных белков по французской «Новейшей и полной поваренной книге», а ещё земляничное - из «Старинной русской хозяйки, ключницы и стряпухи». Но всё делалось вручную, доступно было немногим, особенно в городе - когда покупаешь кружку молока, не думаешь заморозить его, да и негде. Так что днём рождения отечест­венного мороженого, массового советского производства, стало 4 ноября 1937-го, 85 лет вкусность отметила. В этот день на московской улице Горького (ныне Тверская) в гастрономе №1 (бывшем Елисеевском, купца Григория Григорьевича Елисеева) в продаже появился пломбир. Раскупили сразу - необычно, натурально и очень вкусно. Да и реклама, плакаты, выполненные лучшими художниками, сработала.

Только натуральное

- Моя бабушка Вера Владимировна мороженое впервые попробовала в Москве, когда училась на первом курсе, - рассказывает наша читательница Надежда Викторовна, - в 1939-м. очень понравилось - каждые выходные они с однокурсницами радовали себя этим лакомством, если, конечно, заслуживали учёбой. А в Великую Отечественную, когда миновала угроза оккупации столицы, производст­во мороженого там вновь возобновили, оборудование, видимо, не эвакуировали, но поставляли лакомство уже в основном в местные госпитали - там дедушка Алексей Павлович, защитник Москвы, долго лечился, рассказывал, что им приносили.

До войны появился самый жёсткий в мире продуктовый стандарт - ГОСТ 117-41 «Мороженое сливочное, мороженое пломбир, фруктово-ягодное, ароматическое» - в составе только натуральные ингредиенты, даже аромат получали не химией, а натуральными соками, а на первом месте - молоко и сливки и срок годности - от нескольких дней до недели, против нынешних - год. И фабрики по производству тогда работали уже в Ленинграде, Киев и Харькове.

В Симферополе произ­водст­во мороженого начали после войны, на молокозаводе, что был на месте нынешнего памятника Ополченцам и здания правительства, там были ледники, позволявшие морозить пока ещё небольшие масштабы (основное молоко и сливки шли в продажу в неизменном виде). Позже возродились пос­ле оккупации, появились новые молокозаводы в Крыму, хладокомбинаты - многих уже нет, но мороженое Крым всё же производит - вкусное, хоть и не по ГОСТУ 1941-го.

По словам читательницы Валентины Фёдоровны, мороженое появилось в Симферополе в 1945-м, в Городском саду его продавали из большого бака, установленного на тележке: пломбир накладывали между двух круглых вафелек. «Очередь к продавцу в идеально белом халате и такой же накрахмаленной шапочке стояла огромная. И потом к мороженщикам всегда были очереди, в кафе, и в магазинах разбирали - вкуснятина!». Фруктовое - по 7 копеек, молочное - по 9, сливочное с наполнителем и без - 13 и 15 копеек, пломбир по 19. «Ленинградское» (сливочное в шоколадной глазури), эскимо - по 22, «Каштан» (пломбир в шоколадной глазури на палочке) - 28…

А ещё «Крем-брюле», с сиропом, «Розочка» (сливочное в вафельном стаканчике с кремовой розой сверху), «Лакомка» (насадку для глазури по кругу придумали слесари Московского хладокомбината, при котором и появилась первая фабрика), «Томатное» (с настоящим томатным соком) - это уже чисто наше, отечественное. И даже академики специально рассчитывали, сколько в год можно съесть мороженого, чтобы с пользой: по данным Института питания Академии медицинских наук СССР - 5 килограммов на человека в год. Но то мороженое, конечно, если больше и чаще - всё натуральное, даже иностранцы считали, что «в СССР надо приехать посмотреть балет, сходить в цирк и попробовать мороженое» (на экспорт, кстати, тысячи тонн отправляли). И время года для лакомства было неважно: премьер Великобритании Уинстон Черчилль вспоминал, что «видел, как плохо одетые русские люди в 20-градусный мороз ели мороженое прямо на улице. Такой народ победить невозможно!». Вот такое у нас было «непобедимое» советское мороженое.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.