Крымская железная дорога остаётся сама по себе?
Более восьми лет жители полуострова ждут, когда смогут пользоваться всеми благами жителей России. Но даже сейчас, несмотря на новые санкции и фактическую изоляцию страны от всего мира, в Крым не заходят крупные российские банки, торговые сети и железная дорога.
Планы на будущее
ОАО РЖД может начать официально работать на полуострове. Такое сообщение появилось в начале ноября. Если это случится, РЖД станет первой государственной компанией, решившейся на такой шаг. Однако произойдет ли это?
Минтранс начал обсуждать с РЖД возможность организации пассажирских перевозок в Крым. Это значит, что может заработать простая и понятная схема, когда поезд на полуострове и условно в Москве относится к одной структуре. Сейчас схема несколько сложнее. В частности, сама железнодорожная инфраструктура принадлежит «Крымским железным дорогам» (КЖД), но перевозки пассажиров выполняет частная компания «Гранд Сервис Экспресс» (ГСЭ).
Появление на полуострове именно вагонов РЖД могло бы стать знаковым событием. Однако в этом случае нужно передать КЖД в госкомпанию. Это значит, что может измениться руководство структуры, да и в целом её название.
В КЖД такую возможность не прокомментировали, уйдя от ответа. Однако рассказали, чем живёт компания сейчас, какие у неё достижения.
В частности, что сотрудников набирают всё больше, особенно делается упор на молодёжь.
- Сегодня на «Крымской железной дороге» работает 7640 человек, из которых более 1,5 тысячи - молодые работники возрастом до 35 лет. В этом году на дорогу пришли ещё 47 молодых специалистов - данный статус присваивается выпускникам, прошедшим обучение по целевому набору. Для данной категории работников коллективным договором предусмотрены определённые льготы и гарантии, - пояснил заместитель генерального директора (по работе с регионами и органами власти) Эмиль Зиядинов.
Планы на будущее в компании озвучили довольно обтекаемо. То есть, свершения будут, но какие и когда непонятно.
- Ведётся работа по реализации таких инфраструктурных проектов, как строительство однопутного электрифицированного участка до международного аэропорта Симферополя, железнодорожного обхода Инкерманского Свято-Климентовского монастыря, организация движения «городской электрички» в городе Севастополе, оборудование железнодорожных переездов, - добавил Эмиль Зиядинов.
Возможности есть
Также КЖД планирует увеличить пропускную способность участка Владиславовка - Багерово. Это позволит улучшить маршрутную скорость поездов в том числе. Продолжаются работы по реконструкции пассажирских платформ с учётом требований законодательства. Таким образом, развитие есть.
Будут ли все эти новые объекты принадлежать РЖД - вопрос открытый. Официально билеты в Крым продаёт РЖД. Например, именно эта структура приостанавливала продажу билетов на поезда в Крым и обратно после теракта на мосту в начале октября.
Заявление о том, что КЖД и РЖД могут объединиться, прозвучало примерно месяц назад, но никакого движения навстречу друг другу компании не показали. Стало известно, что вице-премьер Дмитрий Чернышенко поручил профильным службам проработать вопрос нехватки вагонов для компании-перевозчика «Гранд Сервис Экспресс». Ожидается поставка 320 новых вагонов, а не создание общей транспортной сети.
При этом новые, освобождённые, территории также нуждаются в стабильном транспортном сообщении. Создать регулярные рейсы, например, из Ростова-на-Дону вполне реально. Спрос, наверняка, тоже есть. Но нет активных действий в этом направлении.
- Я считаю, что это рано или поздно случится. У нас ситуация с военной спецоперацией на Украине оказалась долгоиграющей. Сам исход СВО может расширить наши возможности железнодорожного сообщения. При победе мы можем возродить движение по старому испытанному маршруту Симферополь - Мелитополь - Запорожье - Днепропетровск - Харьков - Москва. И такую перспективу я не исключаю, после того как Россия прирастёт новыми территориями современной Украины, - пояснил Александр Форманчук, председатель Общественной палаты Республики Крым.
Это случится обязательно, считает политолог. Пока, по его мнению, РЖД должны более активно работать в направлении Крыма. Тем более что авиасообщение отменено, когда оно возобновится - тоже загадка. Однако политолог смотрит с оптимизмом в будущее. Он считает, что железнодорожное сообщение будет улучшено - это вопрос времени. Какого? Пожалуй, ответ на этот вопрос пока никто не даст.
Взгляд из редакции
Чтобы Крым стал окончательно и по-настоящему российским, надо заставить госструктуры работать на полуострове. Как это сделать? Для начала выгнать с работы и заменить руководителей этих структур: РЖД, Сбербанка, ВЭБ, ВТБ, Почты России и многих других. Они ведут себя, как агенты Запада.