Морем, поездом или в объезд

29 Октябрь 2022 615
Очередь на паромной переправе заметно уменьшилась после введённых ограничений.
Очередь на паромной переправе заметно уменьшилась после введённых ограничений. Фото Анны Кадниковой.

С минувшего четверга ограничено передвижение по территории Краснодарского края грузовиков, следующих в направлении Крыма. Пропускают только автомобили со скоропортящимися грузами, продуктами, медикаментами, а также грузами военного назначения. Это значит, что логистические цепочки, обеспечивающие поставки в Крым, в очередной раз кардинально меняются. «Крымская правда» выяснила, как теперь полуостров будет получать продукты и товары первой необходимости.

Кому можно?

Ограничения были введены, чтобы навести порядок на переправе. Из-за нестабильной погоды, движение судов в Керченском проливе то и дело приходилось останавливать. Это приводило к тому, что порты «Керчь» и «Кавказ» загромождались сотнями грузовых машин. Да, согласно регламенту, должна была соблюдаться очерёдность: фуры со скоропортящимися продуктами и товарами первой необходимости могли проезжать без очереди. На деле же соблюдать это правило толком не получалось. Теперь ситуация для портов сильно упростилась: все грузовики, приезжающие на переправу, имеют одинаковую приоритетность, а значит проходят на погрузку на паромы в порядке общей очереди. 

- Сократилось время досмотра - до 10 минут. На переправе в Керчи появился мобильный инспекционно-досмотровый комплекс, - рассказывает врио министра транспорта РК Николай Лукашенко. - Комплекс досмат­ривает пять-шесть автомобилей в час. Это те машины, которые идут с каким-либо грузом.

После введения ограничений через паромную переправу разрешено провозить некоторые категории продовольственных товаров. В первую очередь продукты заморозки и глубокой заморозки, а также скоропортящиеся товары: овощи и фрукты, «молочку» и мясо. Также можно прово­зить социально значимые виды продовольствия: подсолнечное масло, хлеб, муку, сахар, соль, чай, крупы, макароны, консервы и детское питание.

К перечню приоритетных грузов также относятся дезинфицирующие и антисептические средства, салфетки, туалетное и хозяйственное мыло, зубная паста, зубные щётки и гигиенические прокладки, туалетная бумага, детские подгузники, стиральные порошки и детская гигиеническая косметика. Кроме того, приоритетом наделены товары для животных, комбикорма, инкубационные яйца, племенной молодняк и гофротара.

И, наконец, на паромы пускают грузы военного назначения, специальные грузы, лекарственные препараты, а также технику, необходимую для восстановления инфраструктуры.

- Остальные виды грузов могут доставляться по альтернативному автодорожному пути, пролегающему от Таганрога до Джанкоя, а также через перегрузку на железнодорожный транспорт, - уточнили в пресс-службе Министерства транспорта РК.

Приём и отправка

Сейчас в очереди на Керченскую паромную переправу стоят более 800 грузовиков. Это машины, прибывшие ещё до введения ограничений, а также те, что перевозят прио­ритетные для отправки в Крым товары. Остальные разворачивают или переводят на железнодорожный транспорт. Составы загружают в Анапе. 

- Для обеспечения бесперебойной поставки грузов в Крым на грузовом дворе железнодорожной станции «Анапа» организован перегруз из автотранспорта в вагоны, - объясняет и. о. начальника дистанции погрузочно-разгрузочных работ филиала РЖД Регина Коцур. - Производится погрузка строительных материалов, удобрений, товаров народного потребления. Погрузка одного крытого вагона занимает около двух часов. Вагон вмещает три фуры.

Сейчас идёт отправка грузов с фур, скопившихся в очереди на паромной переправе в порту «Кавказ». Между Анапой и Керчью курсируют шесть вагонов. В случае необходимости их количество будет увеличено. Плохо то, что РЖД пока не предоставляет вагонов-рефрижераторов. Из-за этого нет возможности направить по железной дороге скоропортящиеся продукты, такие как мясо и «молочка».

Окольный путь

Второй альтернативный маршрут доставки неприо­ритетных грузов - через Мелитополь, Мариуполь и Таганрог. Его длина составляет около 400 километров, а время в пути - примерно семь часов. Водителям советуют двигаться организованными группами, поскольку на освобождённых территориях действует комендантский час, во время которого колонне с сопровождением передвигаться разрешено, а одиночному транспорту - нет. 

Качество дорог - одна из главных причин, по которым водители не стремятся ехать через новые территории, но восстановление асфальтового покрытия уже началось и движется ударными темпами. Дорогу, ведущую из Ростовской области в Мариуполь, уже восстановили. Завершён ремонт на участках в направлении Бердянска и Мелитополя. Самый проблемный отрезок пути сейчас - от Мелитополя до Крыма. Ехать приходится очень медленно. Но и там уже начался ремонт.

- Уже дважды проехал по новому маршруту - всё безопасно, - рассказывает водитель Антон Птах. - Заправок много, топлива достаточно, работают магазины. Но оплату принимают только наличными - ими лучше запастись заранее. Главное неудобство - на протяжении почти всего пути нет мобильной связи. Ещё напрягает, что остановки разрешены только на стационарных площадках отдыха и АЗС. Но с другой стороны, это ограничение можно понять - меры безопасности в условиях военного положения.

Дополнительные неудобства

На сухопутном маршруте есть и ещё одно серьёзное не­удобство. Сразу после того как почти весь грузопоток в Крым был перенаправлен с паромной переправы на обходной путь, на контрольно-пропускном пункте «Чонгар» со стороны Херсонской области образовалась огромная очередь из грузовиков. Задержка движения связана с проверкой грузов, которые ввозятся на территорию полуострова.

- Фуры досматривают в Ростове, после этого они едут самостоятельно почти 400 километров. Никто не знает, брали они какой-то груз на протяжении этого пути или нет. Поэтому на «Чонгаре» проводят повторный досмотр в целях безопасности, - объясняет президент АНО «Центр поддержки перевозчиков и пассажиров», член общественного совета при Минтрансе РК Владислав Антонов. - Со стороны Крыма ситуация гораздо проще, так как грузовики движутся в составе колонны в сопровождении машины ГИБДД. Поэтому их проверяют только в пункте выезда, без повторных проверок. Тем не менее ситуация под контролем. Ведётся работа по увеличению пропускной способности КПП. В ближайшие дни ситуация изменится в лучшую сторону.

В целом нынешние неудобства с поставками совсем скоро останутся в прошлом. По сообщению Минтранса РФ, движение грузовиков по автомобильной части Крымского моста планируется открыть уже в начале декабря.

Елена ЮМАНОВА.