Ау, мы ищем рабочих!

26 Октябрь 2022 380
Работодатели готовы задействовать молодых специалистов только на сезонных работах.
Работодатели готовы задействовать молодых специалистов только на сезонных работах. Фото Анны Кадниковой.

В советское время сельская молодёжь по большей части предпочитала остаться на работу в родной деревне - в город рвались лишь немногие. Получить специальность в аграрной отрасли считалось престижным, а работать на сельхозпроизводстве - перспективным. Сегодня отечественный агропром развивается небывалыми темпами. Государство, заботясь о продовольственной безопасности, всячески поддерживает предприятия, но беда в том, что возрождение сельского хозяйства оказалось не обеспечено специалистами.

Учатся, но не работают

Дефицит работников сельского хозяйства - проблема всероссийского масштаба. Стране нужны квалифицированные специалисты, которые способны применять новые технологии в агропроизводстве, знают иностранный язык, обладают навыками работы с программным обеспечением и менеджмента для продажи продукции. В числе задач, стоящих перед АПК, - цифровизация отрасли, что ведёт к появлению новых профессий: специалистов по точному земледелию, инженеров-робототехников, операторов дронов. 

Но это что касается кадровой ситуации в сфере АПК в масштабах страны. В Крыму обстановка ещё хуже. Нашим предприятиям не хватает не то что высококомпетентных супер-профессионалов, но даже людей рабочих специальностей. По данным Центра занятости населения, потребность агропрома республики в кадрах составляет 1225 вакансий. Наиболее востребованы подсобные рабочие, виноградари, садоводы, трактористы, машинисты, зоотехники и ветврачи.

- На территории республики действуют девять образовательных организаций, которые обеспечивают профессиональными кадрами отрасли сельского хозяйства. Ежегодно выпуск по различным направлениям подготовки составляет более 300 человек, - рассказывает
замначальника управления - заведующая отделом среднего профессионального образования Министерства образования, науки и молодёжи РК Антонина Артамонова. - Однако процент трудоустройства выпускников очень низкий - из указанного количества в сфере АПК остаются работать лишь около 90 человек. 

Ещё один нюанс: сегодня в специализированные сельхозучилища идёт много детей, которые не планируют в впоследствии работать в агропроме, а просто убегают от единого госэкзамена. В колледжах они получают среднее образование, а потом в обход ЕГЭ поступают в вузы, идут работать в торговлю или затевают собственный бизнес.

- Уменьшается количество людей, которые хотят учиться на сельхозработников, и при этом снижается качество абитуриентов, - констатирует директор Института «Агротехническая академия» КФУ им. В. И. Вернадского Владимир Лемещенко. - На выходе мы получаем соответствующего уровня специалистов. При этом изменились и условия дальнейшей работы: мы находимся в состоянии неопределённости. Если при СССР можно было спрогнозировать свою жизнь до самой пенсии, то сейчас производственники не всегда могут сказать, что будет через год.

Непрестижное направление

Если уж вспоминать советское прошлое, следует отметить, что при СССР даже отдельные предприятия редко сталкивались с дефицитом кадров. Не то что целые отрасли, как сейчас. Специалистами народное хозяйство обеспечивала система государственного распределения выпускников. Получив диплом, молодой человек в обязательном порядке должен был отработать несколько лет там, куда его направит учебное учреждение. В противном случае он был обязан возместить государству стоимость своего обучения. Многие в итоге оставались жить и трудиться в месте распределения: к моменту окончания положенного срока отработки они успевали обзавестись бытом, друзьями и семьёй. И что самое главное - чувствовали, что востребованы на предприятии и смогут построить там карьеру.

- Когда я заканчивал институт в 1983 году, сельхознаправление было очень востребованным. На аграрные специальности был большой конкурс, - вспоминает председатель Комитета Государственного Совета РК по аграрной политике и развитию сельских территорий Василий Рогатин. - Люди понимали, что после окончания учебного учреждения они получат работу - будет распределение, что им предоставят жильё. Сегодня мы неправильно воспитываем детей уже с первого класса, не приучая их к труду. Молодому поколению не объясняют, что хорошую зарплату нужно заслужить: никто не будет платить 50-70 тыс. человеку, который только начал работать и, по сути, толком ничего не умеет.

Однако, по мнению директора Симферопольского политехнического колледжа Татьяны Барковой, выпускники не приходят на сельхозпредприятия, не потому что хотят высокую зарплату или престижную должность, а потому, что на селе отсутствует социальная инфраструктура. В крымской провинции толком нет жилья, зачастую нет детских садов и школ, нет больниц или хотя бы ФАПов. Но самое главное: многие работодатели не хотят брать специалистов на постоянную работу - только на сезон. Кому такое интересно?

- Например, к нам предприятия обращаются за студентами, когда надо собрать яблоки или покосить бурьян. Но это запрос на сезонных рабочих, а не на специалистов АПК, которых мы готовим, - сетует Владимир Лемещенко. - Между тем специалиста следует готовить не в условиях учебного заведения, а в условиях производства. Сейчас мы начинаем такого рода практику в сотрудничестве с винзаводом «Массандра». Студент, минимум, на семестр уезжает на предприятие, лекции слушает дистанционно, а на месте изучает всё, что понадобится для дальнейшей работы. Потому что лучше, чем на производстве под контролем профессионалов, он работать нигде не научится.

Хотят спецов, а не стажёров

В Минобразе говорят, что все образовательные программы сегодня согласовываются с предприятиями. То есть, специалистов готовят под заказ производства. Вот только с организацией практики для будущих профессионалов туго. Казалось бы, будущие работодатели, как никто, заинтересованы в том, чтобы перехватить работника ещё на стадии студенчества и на предприятии обучить его тем навыкам, которые потребуются в дальнейшем. В советское время так и делалось. Сейчас нет: работодатели не желают возиться с неопытной молодёжью, а хотят получить готового специалиста, «заточенного» под специфику их производства.

- После третьего курса весь наш поток получил удостоверения тракториста-машиниста. Но почему-то никто ни разу не позвал нас работать даже на сезон, - говорит студент шестого курса Агротехнической академии со специальности «агроинженер» Дмитрий. - На предприятиях, куда мы на практику устраиваемся сами, всячески дают понять, что в нас не нуждаются. Нам просто подписывают необходимые документы и отправляют восвояси. А студентам хочется, чтобы их закрепили за специалистом, который покажет, как всё работает. И чтобы была перспектива в будущем прийти работать на это предприятие - уже с пониманием, что нужно будет делать. Сейчас этого нет.

Очевидно, что для решения проблемы дефицита кадров нужно поднимать вопрос о расширении практики целевых договоров - так теперь называется советская система распределения. 

- Минобраз ежегодно проводит работу в этом направлении. Для вузов уже устанавливаются квоты на договоры о целевом обучении, - комментирует Антонина Артамонова. - Могу сказать, что таких соглашений заключается достаточно много. Например, в этом году по высшему образованию заключено 438 целевых договоров. Но по направлению сельского хозяйства - всего пять. Эту практику необходимо расширять.

Елена ЮМАНОВА.