«Они защищают свой дом и семью»
Михаил не называет свою фамилию и не показывает фото. Всё потому, что не хочет излишнего внимания со стороны Украины. Это ему не нужно. Он делает правое дело спокойно, как надо, с 2014 года. Вместе с другими волонтёрами в своей группе «Vежливые. Zлые. СВОи» он постоянно оказывает помощь нашим ребятам, защищающим Россию. Мы поговорили с Михаилом и узнали, почему для него в принципе нет вопроса: помогать или нет.
- Почему вы ездите с 2014 года в ДНР и помогаете военным? Понимаю, что вопрос может показаться странным, но многие говорят сейчас о том, что государство обязано, государство должно.
- Мы помогаем нашим солдатам и всё. Других вариантов нет. Да, мне могут сказать, а почему вы не помогаете беженцам. Но подождите. Если мы проиграем на фронте, то беженцам просто некуда будет бежать.
Первый раз я привёз помощь в 2014 году, с тех пор многое изменилось. В период с 2017-го по 2022 год почти не возили ничего, так как СМИ перестали писать о событиях на Донбассе, люди перестали помогать. Фокус внимания вернулся только с началом специальной военной операции.
- В чём самая острая необходимость появилась с февраля 2022 года?
- Важно понимать, что у каждой войны свои особенности. Зачастую планируется так. Допустим, был какой-то недавний конфликт, необязательно даже на нашей территории. По нему принимаются решения, генералы отдают приказы, модернизируется снаряжение. Каждое военное столкновение привносит что-то новое, какие-то изменения.
Что касается специальной военной операции, то в данном случае огромное значение имеют малые гражданские беспилотники вроде квадрокоптеров. Их поначалу очень не хватало, но сейчас ситуация намного лучше.
- Кто-то может возразить. Мол, зачем вы тратите деньги на беспилотники, это дорого, не надо собирать средства.
- Почему важно или неважно давать деньги в том числе на беспилотники, каждый человек должен решать сам. Я не буду никого убеждать. Кто-то, может, вообще врагов поддерживает и желает поражения своей стране. А кто-то отдаёт последние 100 рублей и помогает нашим ребятам. Если у человека есть совесть, понимание происходящих событий, он сам примет решение. Я так скажу, отдельные бизнесмены потратили несколько миллионов на помощь военным. Мы купили автомобили, средства связи, квадрокоптеры с тепловизорами. Всё это везут в данный момент в Донецк на линию фронта.
Люди не говорят нам, а зачем вы тратите деньги и так далее. Нам часто пишут украинские боты, тысячи сообщений бывает. Определить их просто. Они не вступают в диалог, создают ложное общественное мнение. Набросали всяких гадостей и скрылись. К слову, вчера их активность резко сократилась. И понятно почему. Были проблемы с электроэнергией по всей стране. Сразу перестали появляться сообщения с критикой СВО, нытики всякие исчезли.
- Я знаю, что многие волонтёры собирают также тёплую одежду, носки, обувь. В этом тоже есть необходимость?
- В тёплых вещах необходимость есть всегда. В боевых действиях вещи очень быстро приходят в негодность. Ты ползаешь, падаешь, таскаешь что-то, грузишь и разгружаешь. Цепляешь одежду и рвёшь её. Бывает, интенсивно потеешь, а одежда не успевает просох-
нуть. Ты не можешь пойти домой, согреться, выпить чаю. Ты по-прежнему стоишь на позиции без возможности постирать одежду, просушить её. Поэтому расход очень большой. Необходимость в этих вещах есть. Ребятам присылали носки, термобахилы, их разные женщины шили, это своего рода пуховики для ботинок. Мы стараемся утеплить наших по максимуму. Иначе болезни выведут их из строя.
- Вы были на линии фронта. Могли бы рассказать, как там обстановка в общих чертах?
- Да, был. Сразу скажу, что тяжёлых впечатлений нет. Наши ребята на линии боевого соприкосновения выполняют тяжёлую, опасную работу. Они, как сотрудники МЧС, которым срочно нужно потушить пожар. Тут не до раздумий, тут действовать нужно. Это тяжёлая, опасная мужская работа, но её надо делать. Кстати, страха почти нет. Есть только определённые правила, которые нужно выполнять, чтобы быть целым и невредимым. Например, не спать на посту.
На самом деле, о фронте можно говорить долго и много, десятки томов книг не объяснят всего происходящего. Но мы не рассказываем в том числе и потому, чтобы не навредить. Например, фото с одной из поездок опубликовали только через полгода, когда позиции на снимке давно пустовали.
- Сейчас активно распространяются сообщения о том, что «мобилизованных отправят погибать», «все они будут в лаптях» и так далее. Что можете сказать об этом?
- Я был в расположении нескольких частей, видел казармы, столовые и многое другое. Могу с уверенностью сказать - это всё враньё. Мобилизованных отлично готовят к дальнейшим задачам. Неделями их обучают участники СВО, которые оказались в тылу из-за ранений. Они делятся собственным опытом, уникальными знаниями. Опытные инструкторы передают важнейший опыт.
Что касается обмундирования, то там, где я был, всё отлично. Все получили комплекты «Ратник» с бронежилетами, необходимые вещи и многое другое. Поверьте, никто не будет отправлять необученных людей в бой. Это приведёт к потерям среди людей и имущества, нанесёт урон государству. Это никому не нужно. Да, возможно, где-то есть недочёты, о них нужно сообщать на «горячую линию» Минобороны. Но снова повторюсь. Там, где я был, я каких-то проблем не видел. Совсем.
- Я знаю, что среди ваших товарищей несколько человек ушли на фронт добровольцами. Они говорили вам, почему так решили?
- Они защищают свой дом и семью. Кто-то до сих пор закрывает глаза, думая, что всё происходящее - это где-то очень далеко. Для таких людей становится новостью тот факт, что мы ведём Отечественную войну. Это вопрос выживания нашего государства. Наши противники хотят отбросить нас в 90-е, а то и дальше. И поверьте, это не цель ВСУ, это задача их хозяев. Мои ребята знают об этом с 2014 года. Они ездили на Донбасс, помогали людям. Для них нет вопроса: идти или нет. Они давно всё для себя решили.
Кстати, расскажу одну историю. Я встретил весной парня на Донбассе, который только-только там появился, он подписал контракт. Мы разговорились с ним. Оказалось, что он из Краснодарского края, у него трое детей. Я спросил, зачем он пошёл по контракту в СВО. Он ответил, что первые ракеты «Точка-У» упали тогда пусть и далеко от его дома, но всё равно на его земле. Он сказал, что не будет ждать, пока они придут и постучат в дверь его дома. Он хотел остановить их раньше.
И ещё. Мы ехали в апреле с ребятами домой без оружия и охраны, были рядом с Крымом уже. Вдруг услышали взрывы. Решили, что боевые действия уже на границе Крыма. Но потом оказалось, что это сапёры разминировали территорию. Тем не менее я запомнил это ощущение, когда тебе кажется, что всё уже под твоим домом. И передо мной не стоит вопрос, за кого или за что мы воюем. Мы видели книги на украинском языке, где были размещены портреты их героев, бойцов «Азова» (признан террористической организацией в РФ. - Ред.). Они вели войну против нас давно. Настало время дать отпор.
Беседовала Мария ЯКОВЕНКО.