Водители на вес золота

7 Октябрь 2022 1561
Крымские власти готовы бесплатно переобучать водителей, лишь бы они работали на общественном транспорте.
Крымские власти готовы бесплатно переобучать водителей, лишь бы они работали на общественном транспорте. Фото Анны Кадниковой.

Проблема нехватки водителей общественного транспорта в Крыму обсуждается ещё с начала этого года. Дефицит кадров в отрасли, и так достигавший 60%, стал критическим после объявления частичной мобилизации. Перевозчикам и прежде не удавалось выдерживать графики движения автобусов, предусмотренные контрактами, а теперь хорошо, если на маршрут выходит хотя бы несколько единиц подвижного состава.

Экстренные меры

- Я не хочу объяснять проблему нестабильного движения общественного транспорта только мобилизацией, - говорит руководитель регионального отделения Ассоциации водителей России, председатель Общественного совета при Министерстве транспорта РК Владислав Антонов. - Дело в том, что после её объявления из Крыма уехали не только те, кого призвали, но и те, кто сбежал из страны. Среди них, конечно, были и водители. Причём они никого не предупредили о своём отъезде, и графики выхода автобусов на маршруты были сорваны по всей республике.

Чтобы граждане не остались без общественного транспорта вовсе, Минтранс снял часть водителей с пригородных и междугородных маршрутов, на которых пассажиропоток существенно снизился после окончания высокого курортного сезона. Они были перенаправлены на обслуживание городских маршрутов.

Ещё одной неординарной мерой, к которой пришлось прибегнуть крымским властям, стало решение изменить принцип работы общественного транспорта. Вместо расписания автобусы перешли на интервальное движение. При этом, по поручению главы респуб-
лики, главы муниципалитетов теперь обязаны каждый вечер собирать данные о плане выхода общественного транспорта на следующий день. 

- Сейчас не идёт разговор о том, сколько машин должно быть на маршруте - главное, чтобы хоть кто-то вышел, - констатирует Владислав Антонов. - При этом хочу заметить, что уменьшилось время простоя общественного транспорта в пробках. И если раньше автобус преодолевал маршрут, например, за два часа, сейчас у него на это уходит менее полутора часов. В итоге добавляется количество оборотных рейсов. То есть, если раньше один автобус выполнял пять-шесть рейсов в день, то сейчас - около восьми. За счёт этого отсутствие автобусов на рейсах не так заметно, как могло бы быть. 

Для обычных пассажиров время ожидания нужной маршрутки на сегодня увеличилось примерно вдвое - в среднем до 15-20 минут. Ситуация может отличаться в зависимости от особенностей конкретного маршрута или муниципалитета.

Трудоустроят всех желающих

- Количество водителей у нас резко уменьшилось после 2020 года, когда мы начали устанавливать валидаторы для автоматизированной оплаты проезда, - рассказывает представитель частного симферопольского перевозчика. - До этого они могли, условно, складывать в карман какую-то сумму дневной выручки. Естественно, мы в итоге не дополучали прибыль. Сейчас водители могут рассчитывать только на официальную зарплату. Со всеми премиями и налоговым вычетом на руки получается примерно 25-30 тыс. рублей. Работать за такую зарплату люди не хотят, а поднять её мы не можем, потому что проезд стоит всего 20 рублей.

В Минтрансе отмечают, что проблема нехватки работников в сфере общественного транспорта в последнее время актуализировалась не только для Крыма, но и для всей страны. Кроме того, остро не хватает водителей школьных автобусов. 

- Машин у нас много - с этим никакой проблемы нет. А вот водителей пока не хватает, - рассказывают в пресс-службе ведомства. - Работаем над решением этой проблемы. Всем готовым занять себя в сфере общественного транспорта предлагаем бесплатное обучение и содействие в трудоустройстве.

Желающие могут обращаться в филиалы ГУП РК «Крымтроллейбус» по месту жительства. Республика полностью берёт на себя оплату по переобучению водителей на категорию D, необходимую для работы в сфере общественного транспорта. Курс длится полтора месяца.

- Могу сказать, что в Крыму зарплата водителя автобуса, работающего у государственного перевозчика, на сегодня варьируется от 40 до 80 тыс. рублей. Кто работает, тот зарабатывает, - заявляет Владислав Антонов. - В любом муниципалитете сейчас есть отделение «Крымтроллейбуса». Ждём всех на работу. Гарантируем, что несмотря на дефицит кадров, на госпредприятии будет соблюдаться режим труда и отдыха. 

Проблема не только в водителях

По данным мониторинга Общественного совета при Минтрансе, хуже всего дела с водителями на сегодня обстоят в Симферополе. В частности на маршруты №№2 и 82 автобусы практически не выходят. Перевозчик уже получил предупреждение от крымского правительства и обещал найти возможность исправить ситуацию.

- Пока у нас ничего не меняется - общественный транспорт продолжает работать по существующей схеме, - комментируют в пресс-службе Симферопольской администрации. - Сложности есть, но стараемся минимизировать отклонения от расписания, насколько это возможно. 

Между тем специалисты убеждены: чтобы движение общественного транспорта в крымской столице стало предсказуемым, прежде всего необходимо навести порядок на городских улицах. 

- Нужны специально выделенные полосы движения, чтобы автобусы могли ходить по расписанию, а не по интервалам, - убеждён Владислав Антонов. - Также необходимы улавливающие парковки, чтобы разгрузить центральные улицы города. К сожалению, не только в Симферополе, а во всём Крыму только начинается движение в сторону создания современной транспортной инфраструктуры.

Елена ЮМАНОВА.