И снова о факельных

20 Июль 2022 640
На факельном шествии в Керчи - у людей открытые лица. Фото из открытого источника.
На факельном шествии в Керчи - у людей открытые лица. Фото из открытого источника.

Опубликованное в прошлом выпуске рубрики письмо жительницы Джанкойского района о необходимости запретить факельные шествия в Крыму из-за того, что они «ассоциируются с нацизмом (подобные проводились в Германии в бытность Адольфа Гитлера. - Ред.), а ныне с неонацизмом», вызвало у читателей немало откликов. Правда, почему-то не особо поддерживают крымчане идею запрета. Как написала ветеран войны Фаина Нестеровна из Евпатории, «радует, что молодёжь в Керчи не забывает о памяти прошлого, пронося факельные огоньки пламенной рекой жизни. А мы такие факелы, помню, проносили ещё в 1937-м, мне тогда 11 лет было, со старшим братом Петром ходили на шествие в честь дня Сталинской Конституции. Так красиво каждый год ходили до войны: поздний вечер, снег искрится - декабрь, а по улицам Казани комсомольцы и пионеры несут огоньки над головой и поют «Интернационал».

На собственное письмо, точнее на посткриптум к нему, рассказывающий, что идею факельного шествия в Керчи придумали во время «Вахты памяти», приуроченную к церемонии зажжения от факела из города-героя Ленинграда Вечного огня в городе-герое Москве, откликнулась и автор первой публикации - Светлана Маслова из Джанкойского района. В Керчи, которому, напомним, звание «город-герой» присвоили чуть позже Москвы, факелы - символ жизни и Победы, который участники проносят к обелиску Славы на горе Митридат. Факельные шествия в канун Дня Победы впервые появились в Крыму именно в Керчи - в 1967-м. В этом году в Москве в Александровском саду у Могилы Неизвестного солдата зажгли Вечный огонь. Факел с пламенем взяли с Вечного огня на Марсовом поле в Ленинграде, а накануне во всех городах страны объявили «Вахты памяти». В Керчи тогда решили организовать факельное шествие по примеру зажжения Вечного огня. «Каждый участник должен был пронести свой факел - символ жизни и Победы - к обелиску Славы на горе Митридат».

«Как в русской пословице: «Я вам про Петра (в оригинале - про Фому. - Ред.), а вы мне про Ерёму». Да, в Александровском саду в Москве у Могилы Неизвестного Солдата заж­жён Вечный огонь, но никто тогда не ходил с факелами ночью (видела ту трансляцию, мне уже порядочно лет). Да, есть «Вахты памяти», но не ночью. Почему всё нужно вспоминать ночью и с факелами?! Да, во многих городах нашей страны есть Вечный огонь, однако к нему не маршируют ночью с факелами. Почему вы пишите в постскриптуме, что «каждый участник должен был пронести свой факел - символ жизни и Победы». Кто сделал это символом жизни и Победы? Керчане, что законодатели мод? А знают ли керчане, что гитлеровская свастика - один из древнейших символов Индии? (Свастика в Индии - символ совершенства, мандзи, вихрь, где вертикальная черта обозначает взаимосвязь неба и земли, а горизонтальная указывает на отношение инь-ян. Направленность коротких черточек олицетворяет движение, мягкость, любовь, сострадание, а их устремлённость вправо связывается с постоянством, разумом, твёрдостью и силой. Кстати, свастика, крест с загнутыми - символ и у древних славян. На Руси он назывался коловрат, врата солнца, и символизировал победу солнца, света над тьмой, жизни над смертью. В переводе на современный русский язык свастика - то, что порождает жизнь. Увы, в наше время ассоциации совсем иные - только с фашизмом. - Ред.). Но теперь, когда мы смотрим на свастику, мгновенно ассоциируем её с фашизмом, как и факельные шествия ночью. Хорошо учите историю, друзья керчане. И не мудрите! Факельные шествия нужно запретить!».

От имени керчан автору захотел ответить Владимир Благодарный (реальная фамилия. - Ред.), участник самого первого факельного шествия, чем «очень гордится». Почему-то он решил, что наша читательница из Джанкойского района совсем «юная леди, никогда не встречавшаяся с ветеранами, не читавшая книг о войне, а только рыскающая по интернету». В этом Владимир Борисович ошибся. Знаем, что Светлана Андреевна, как и он, наша давняя постоянная читательница, выпускница университета, факультета романо-германской филологии по специальности английский и французский языки, знакомая с историей Великой Отечественной, почитающая ветеранов. Тем не менее, вот так ответил на её письмо керчанин: «55 лет назад я учился в Керченском металлургическом техникуме, по одобрению партийных органов и инициативе комсомола было решено, что 8 мая днём возлагаем цветы к памятникам и братским могилам, проводим митинги, а вечером - факельное шествие. Первые факелы делали сами - консервная банка с пачкой сухого спирта, прибитая к деревянной ручке. Три колоны (по числу районов города) потянулись к подножью Митридатской лестницы. И очень много ветеранов Великой Отечественной. Огненная река памяти о Победе и Героях - незабываемое зрелище. Мой отец, переживший фашистскую оккупацию Керчи, в 17 лет после освобождения города ушедший на фронт (а мама, молодая девушка, участвовала в разминировании полуострова), в три часа ночи занимал тогда место на горе, чтобы с городом отметить День Победы. Факельное шествие - естественно для керчан. Правда, тогда, в 1967-м, какой-то корреспондент центрального радио передал, что в Керчи провели факельное шествие - «фашизм». Столько комиссий понаехало со всех органов, но им ответили ветераны войны с настоящими боевыми наградами и доходчиво объяснили: вплоть до развала Союза больше вопросов не возникало. Одно дело - где-то слышать, видеть, а другое - прочувствовать. Факельное шествие у нас не только просто «марш с факелами», но и очень красочные постановки, сильные эмоции, ощущение сопричастности с ветеранами, что словно факелы проносили от 22 июня 1941-го до 9 мая 1945-го огонь жизней, своих, товарищей, отдавали их для Победы, ведь частички пламени - частички нашего красного знамени, знамени Победы. И, уверен, именно Керчь, один из древнейших городов России, которому более двух с половиной тысяч лет, столица Боспорского царства, место, где проповедовал Андрей Первозванный, где храм Иоанна Предтечи, где бывал Пётр Великий, город который и при Крымском Ханстве был в прямом подчинении Константинополя, и в Российскую империю вошёл первым и много лет подчинялся напрямую Санкт-Петербургу, имеет право на факельные шествия - добрые и пат­риотичные. Кстати, ещё задолго до общегородского шествия к горе Митридат, мы, школьники, зажигали там факелы от Вечного огня и с ними в сопровождении ГАИ шли на митинги к братским могилам.
И создавали первые в Крыму музеи боевой славы в школах, ведь у нас было очень много учителей - фронтовиков. И никто не возражал против факельных шествий. Можно многое взять из истории, только что вложить в это взятое - зависит от тебя. И ещё, мне было лет 12, когда у пахоты я нашёл размытые водой останки. И бессмертный медальон при них - Михаил Бердицкий из Луганска. Его отец, тоже фронтовик, так обрадовался, ведь думал, что сын погиб в проливе. Он стоял передо мной, пацаном, на коленях, и мы оба плакали… Так что в факельном шествии для меня всегда и этот эпизод, и частичка души того парня, его отца - в керченских факелах… Не пойму, почему доброе дело надо ассоциировать с плохим, запрещать… Ведь даже фронтовики у нас никогда не ассоциировали факельные шествия с фашизмом - наоборот, это наш символ Победы добра над злом!».

Наша читательница Валентина из Симферополя в факельных шествиях в Керчи не участвовала, но постоянно 22 июня и 9 мая «вместе с другими потомками победителей зажигаем ночью маленькие факелы-свечки в память о героях. Неужели это тоже надо запретить? Да, знаю, что с факелами нацисты ходили, но ведь не только они, не они придумали. Ещё в древности шествиями с факелами отпугивали злых духов от домов и полей, и в мире многие так отмечают свои памятные даты, и в СССР тоже так было, к примеру, на фестивале молодёжи - моя тётя-участница рассказывает, и в Ленинграде на 22 июня часто проводили. Так что неплохо это, факел, огонь, если соотносить его со светлым и использовать во благо».

Письма читала Наталья БОЯРИНЦЕВА.