«Дома поэтов. Мураново и Коктебель»

19 Июль 2022 932
На открытии выставки. Фото Марины Нестеренко.
На открытии выставки. Фото Марины Нестеренко.

В выставочном зале подмосковного музея-заповедника «Усадьба «Мураново» имени Ф. И. Тютчева открылась выставка с таким названием, совместная с крымским музеем-заповедником «Киммерия М.А.Волошина» в рамках межрегионального проекта.

В этом году исполняется сто восемьдесят лет со дня постройки мурановского дома Евгением Абрамовичем Боратынским и девяносто пять лет со дня посещения Муранова Максимилианом Александровичем Волошиным, 145-летие которого отмечается в этом году, - рассказывает зам. генерального директора музея-заповедника «Киммерия Волошина» Наталия Мирошниченко. - Символично, что оба музея были открыты в разные годы, но в один день - 1 августа, день прославления Серафима Саровского. Но не только эта дата сблизила Мураново и Коктебель. Самая выдающаяся, самая тонкая и точная характеристика мурановского музея принадлежит Максимилиану Волошину.

В книге отзывов посетителей подмосковного музея есть запись от 10 марта 1927 года: «Посещение Муранова одно из самых сильных впечатлений нынешней художественной Москвы. <…> Мураново (дом, музей, парк и пейзаж) делают честь русскому музейному делу и, несомненно, являются одним из лучших Европейских достижений в этой области. Погибни Мураново, нарушься этот изумительный «ансамбль» - вместе с ним утратится живой ключ к истокам русской философской поэзии, перестанет быть осязаема связь быта и пейзажа с лирикой Боратынского и Тютчева, исчезнет конкретная предпосылка к самым глубоким и отвлеченным достижениям мысли нашего вчера». Этот автограф Максимилиана Александровича с заложенным в нём духовным и философским смыслом, актуален и сегодня. Он отражает саму суть и идею музея, как хранилища исторических и культурных ценностей, имеющих непреходящее значение для всего просвещённого человечества.

Вторая общая и не менее актуальная тема: представить исторические дома как реально воплощённую идею Убежища - места, где можно найти спасение от социальной катастрофы, укрыться от агрессии внешнего мира. В этом смысле судьбы двух домов схожи. Дом Волошина становится спасительным убежищем от репрессий во время Гражданской войны, затем неким художественным островком для советской художественной интеллигенции, а дом Боратынского - последним сохранившимся нетронутым в советское время очагом дворянской культуры и быта. Мураново и Коктебель - свое­образные символы духовной свободы и творчества, «приюты муз» и острова спасения от треволнений времени.

За три месяца до посещения Муранова Максимилиан Александрович написал другой поэтический гимн собственному дому в Коктебеле. Стихотворение он назвал «Дом поэта», может быть, подсознательно отсылая читателя и к Мурановскому дому поэтов, и к его обитателям - Тютчеву и Боратынскому.

На выставке представлены акварели Максимилиана Волошина, относящиеся к разным периодам его творчества и отражающие «музыкально-красочные композиции» Киммерии. Воссоздавая образ любимой земли, Максими­лиан Александрович стремился выразить то, что пространство и время здесь как бы сливаются воедино. Среди них «Скелеты деревьев», «Коктебельский залив», «По дороге в Коктебель», «Чары месяца», «Коктебельский закат», «Коктебель. Горы», «Голубой Коктебель», «Коктебель осенью», «Облачные смерчи», «Дом поэта». Один из разделов посвящён изданиям прижизненных поэтических сборников, оригиналы которых хранятся в библиотеке Дома поэта - «Иверни», «Стихотворения 1900-1910 годов», «Anno Mundi Ardentis. 1915». Есть редкие фотографии с изображением Дома и Коктебеля, Максимилиана Волошина и его гостей, срнеди которых историк Сергей Соловьёв и первая супруга Волошина Маргарита Сабашникова, поэты Андрей Белый, Елизавета Дмитриева (Черубина де Габриак), Софья и Алексей Толстые, Всеволод Рождественский.

 Для более полного восприятия атмосферы, царившей в коктебельском доме экспонируются личные вещи Волошина, предметы быта и обихода. Привлекают внимание салфетки и полотенца с изысканной вышивкой, самодельные тюбетейки из бархатной ткани с металлическим украшением и коктебельскими камешками, «габриак» - виноградный корешок в виде фантастической фигурки животного, самодельная полка с выжженной панорамой Коктебеля с «Домом поэта», изящная шкатулка работы Волошина с резным узором и инкрустацией из разноцветной коктебельской гальки, письменные принадлежности.

Церемонию открытия выставки провели директор музея-заповедника «Усадьба мураново» Александр Богатырёв и зам. генерального директора музея-заповедника «Киммерия М. А. Волошина» Наталия Мирошниченко.

Первых посетителей приветствовали депутат Мособл­думы Николай Черкасов, директор музея-заповедника «Абрамцево» Елена Воронина и президент Фонда поддержки культуры и искусства им. Ф. И. Тютчева Василий Бегинин.

Посетить выставку можно до 21 августа.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.