Новые модели образования

30 Июнь 2022 652
Александр Тимохин.
Александр Тимохин.

В 2021 году в Крымском федеральном университете имени В. И. Вернадского была введена система квартилей (модулей). Учебный год теперь делится на 4 части, а не на 2. Более того, у первокурсников появилась возможность выстраивать собственную траекторию обучения - самостоятельно выбирать ряд дисциплин, которые они будут изучать. Что из себя представляют эти изменения? По какому пути идёт КФУ и что ждёт студентов в следующем учебном году? Об этом рассказал заместитель директора по учебной и воспитательной работе Института медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна (ИММиД) КФУ им. В. И. Вернадского Александр ТИМОХИН.

- КФУ отказался от семестров в пользу квартилей. Изменились ли в связи с этим программы обучения?

- Программы обучения для студентов 2-4 курсов бакалавриата не изменились. Те дисциплины, которые раньше были в первом и во втором семестре, теперь распределены между четырьмя модулями. Сам перечень предметов, объём нагрузки остались прежними. Если раньше в течение семестра студенты могли изучать 10-12 дисциплин, то теперь они в рамках одного модуля изучают 5-6 дисциплин.

- Повлияло ли введение 4 сессий в год на успеваемость?

- Если судить по количеству тех, кто выходит на стипендию, то успеваемость немного выросла - приблизительно на 5-10%. Что касается успеваемости в целом, то есть числа студентов, которые успешно сдают сессию, то здесь ситуация не изменилась.

- Можно ли утверждать, что модульная система хорошо зарекомендовала себя и отказ от неё не планируется?

- На сегодняшний момент никакую другую модель университет пока не рассматривает. Идём по выбранному курсу - он приносит те результаты, на которые был рассчитан. Но мы живём в очень быстро меняющемся мире. Вызовы возникают неожиданно, стремительно. Система модулей будет действовать, до тех пор пока будет оставаться эффективной.

- Для тех, кто сейчас учится на втором курсе и выше, изменения в образовательном процессе ограничиваются появлением модулей. Однако ребята, поступившие в университет в 2021 году, учатся по новой системе. Что она собой представляет?

- Речь идёт о постепенном переходе на систему «2+2+2», которая, по мнению президента России Владимира Путина, лучше соответствует нынешним реалиям, меняющемуся рынку труда. Привычную схему «4+2», где 4 года студент учится на бакалавриате, а 2 года - в магистратуре, вузам было предложено трансформировать. Система «2+2+2» подразумевает возможность выбора направления подготовки не при поступлении, а после двух лет обучения в университете. Более того, преду­смотрены так называемые индивидуальные траектории обучения - у студентов появляется возможность выбирать изучаемые дисциплины. Понятно, что в связи с исключением российских вузов из Болонского процесса будет какое-то переосмысление этой формулы, но пока мы идём по намеченному курсу. Университеты сами ищут наиболее подходящие способы внедрения модели «2+2+2». В этом учебном году в КФУ им. В. И. Вернадского попробовали реализовать модель бакалавриата «1+3»: у нас первый курс объединён, а на следующих курсах ребята будут расходиться по направлениям подготовки, в то же время они смогут получать дополнительные квалификации за счёт выбора дисциплин других направлений подготовки. Например, Институт медиакоммуникаций готов предложить обучающимся большой спектр медиапрофессий, и любой студент может освоить не одну, а сразу несколько из них.

- Что даёт студенту индивидуальная траектория обучения?

- В рамках новой образовательной системы у студента есть возможность осмысленно делать выбор, корректировать своё образование в зависимости либо от личных предпочтений, либо от изменяющихся условий рынка труда. Это формирует у обучающегося ответственность за получаемое им образование - теперь он сам во многом решает, какими компетенциями будет обладать, окончив вуз. Это значит, что студент уже не сможет сказать: «Ой, какой плохой университет, ой, какие плохие преподаватели - они не дали мне тех знаний, которые позволят реализовываться в той или другой интересующей меня сфере». Теперь он сам выстраивает свою траекторию, он за неё отвечает. Мне кажется, это должно повышать мотивацию к получению знаний.

- Вы сказали, что университет ищет наиболее подходящие варианты реализации системы «2+2+2». Что ждёт тех,
кто поступит в КФУ в 2022 году?

- В следующем учебном году возможностей выбора станет ещё больше: студенты смогут выбирать не только дисциплины, но и время их освоения.

- Широкие возможности выбора будут доступны только тем, кто поступит на первый курс в 2022 году, или и нынешним первокурсникам тоже?

- Я думаю, что возможнос­ти сближения первого и второго курсов будут предусмот­рены, но дождёмся всё-таки сентября, и тогда это станет уже окончательно ясно. Ведь нынешние первокурсники, которые перейдут на второй курс, могут сказать: «Нас всё устраивает, мы хотим дальше учиться так, как учились». Решение зависит от результата диалога между университетом, кафедрами, обучающимися. Однако в любом случае решение будет в интересах студентов.

- Какие выгоды для КФУ предусматривает новая система образования?

- Для КФУ главный плюс в том, что он сможет выпус­кать ребят, которые имеют актуальную профессию. Когда мы формировали новые образовательные программы, то детально изучали рынок труда - общались с работодателями, чтобы понять, что им нужно сегодня, что им нужно будет через 4 года. Цель университета - сделать так, чтобы выпускники были востребованными специалистами. Если её удастся достичь, то вуз станет более привлекательным для абитуриентов.

Наталья ПЛЕТНИКОВА.