Сокровища Русской мысли

К вопросу о переименовании библиотеки

16 Июнь 2022 1126
ГБУК РК «Крымская республиканская универсальная научная библиотека имени И. Я. Франко».
ГБУК РК «Крымская республиканская универсальная научная библиотека имени И. Я. Франко».

Мы много писали о том, как непросто шло возвращение Крыму имени великого русского мыслителя Николая Яковлевича Данилевского, творившего здесь и похороненного в крымской земле. Рассказывали о значении его научных трудов (пытаться пересказать которые на страницах ежедневной газеты дело не только безнадёжное, но и вредное), транслировали мнения и оценки современных отечественных учёных, экспертов, лидеров общественного мнения. Отрадно, что заседание Ливадийского клуба в рамках XV международного фестиваля «Великое русское слово» проходило под знаменем идей Н. Я. Данилевского, предостерегавшего об опасности «европейничанья» полтора века назад.

Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885).

«Итак, произошёл цивилизационный разлом. Курс на Европу, на тесный контакт с Западом, которым Россия двигалась в течение последних 300 с лишним лет, более продолжать невозможно. Теперь это не тема дискуссии, это политическая реальность.

И, думаю, здесь уместно было бы сказать: «Не было бы счас­тья, да несчастье помогло». Перед нами в очередной раз поставлен выбор: быть или не быть. Но быть мы теперь можем только самими собой, поскольку победить можем исключительно как самостоятельная цивилизация, как Русский мир», - констатировал председатель Госсовета Республики Крым Владимир Константинов.

Тридцатилетняя политика «вхожденчества», начатая ещё советской элитой и предполагавшая принятие Россией европейских ценностей с последующим включением РФ в состав Европейской (точнее - западноевропейской) цивилизации, показала и доказала свою полную несостоятельность. В том, что это произошло именно в год официально объявленный годом Данилевского, можно увидеть не только иронию исторического урока, но и, возможно, Промысел Божий.

Однако, как всегда бывает на исторических перекрёстках, вопросов сегодня куда больше, чем ответов. Какой мир мы строим? Что противопоставляем западной модели глобализма, в которую так органично вписываются нацизм и фашизм? Ответы на большинство принципиальных вопросов ждут нас на страницах трудов нашего великого соотечественника.

«Открытие Данилевского позволяет увидеть взаимоотношения народов и исследовать эти взаимоотношения с точностью, с какой возможно произвести опыт разве что в лаборатории. После открытия Данилевского в истории не осталось загадок и тайн. Все оставшиеся тайны - лишь в Боге и вечности. Другой труд, подъятый Данилевским, - это его книга «Дарвинизм», где он с убедительностью гения показал, что теория Дарвина об эволюции растений, животных и происхождении человека путём эволюции не соответствует ни одному доказанному наукой факту и является выдумкой и мифом. Это история мира и человечества глазами дьявола. И этот миф далеко не безопасен, так как на его основе строятся все системы безбожия и все человеконенавистнические идеологии, принципиально оправдываю­щие насилие», - считает церковный историк, агиограф, доктор исторических наук архимандрит Дамаскин (Владимир Александрович Орловский), клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе в Москве.

Почему «Россия не Европа»? Почему, несмотря на все усилия поражённых «европейничаньем» и признающих европейское первенство российских элит, Европа остаётся враждебной России? Почему любое европейское объединение в том или ином виде повторяет Рейх?

«Что же такое Европа в политическом смысле? Это есть совокупность европейских государств, сознающих себя как одно целое, интересы которого противоположны интересам России и Славянства. Иного значения и смысла, кроме этой постоянной враждебности к нам, политическая Европа, конечно, не имеет. Со стороны Европы этот антагонизм есть не только факт существующий, но и факт ясно и отчетливо сознаваемый; со стороны же России, и Славянства он не более как факт существующий, но, к сожалению, ещё не дошедший до их сознания», - писал Данилевский, отмечая что в моменты кризисов Европа всегда обращается за помощью к России, но едва решив свои проблемы с российской помощью ( и в том числе ценой русской крови) и набрав сил, тут же объединяется против России.

А вот практически точная характеристика сегодняшней политической ситуации, данная в позапрошлом веке.

«Итак, по всеобщему сознанию, открыто выраженному многими, подразумеваемому всеми, - интересы России и Европы противоположны. Следовательно, для успешной русской политики в будущем ничего другого не остаётся, как смотреть на своё политическое и историческое положение открытыми глазами, то есть перестать считать Россию членом европейской политической системы, которая постоянно оказывается нам враждебною, лишь только обстоятельства выдвинут на сцену вопросы, затрагивающие интересы или сочувствия России, не взирая на всю справедливость и всё бескорыстие её целей, - открыто и решительно выпутаться из неё, освободиться от добровольно наложенных на себя пут и цепей, стесняющих свободу наших действий. Что же значит выступить из европейской политической системы? Прервать все политические сношения с европейскими государствами, вызвать наших посланников из европейских столиц? Или с безумным неистовством, не разбирая ни силы, ни числа врагов, наброситься на Европу? Конечно, нет, - считал Данилевский. - Дело идёт о сущности направления нашей политики, а не о форме. Выступить из европейской политической системы значит: не принимать к сердцу европейских политических интересов, смотреть на дело, как оно есть, и не закрывать глаза перед очевидностью, не принимать созданных себе призраков за действительность; где есть враг - там и видеть врага, а не считать его за друга, прибегая ко всевозможным фикциям, чтобы совершить эту метаморфозу, не на деле, конечно, а в собственном своём воображении».

Опыт современных российских взаимоотношений с чиновной надстройкой Евросоюза и лидерами отдельных европейских стран демонст­рирует полную правоту оценок Данилевского: «Нам необходимо отрешиться от мысли о какой бы то ни было солидарности с европейскими интересами, о какой бы то ни было связи с тою или другою политическою комбинациею европейских держав - и, преж­де всего, приобрести совершенную свободу действия, полную возможность соединиться с каждым европейским государством, под единственным условием, чтобы такой союз был нам выгоден, не взирая на то, какой политический принцип представляет собою в данное время то или другое государство»  (Россия и Европа. 1869 г.).

Как нетрудно заметить, и эта оценка ничуть не утратила своей актуальности. Но как уже говорилось выше, пытаться пересказывать работы мыслителя на газетных страницах - дело заведомо безнадёжное. А потому подведём итог.

Опираясь на достижения русской мысли, в том числе труды Н. Я. Данилевского, очнуться от многолетнего морока западничества и «европейничанья», воспрянуть и пойти своим, русским путём развития вполне возможно.

А сам это материал написан по весьма мелкому и бытовому поводу. Обсуждаемый сегодня вопрос о переименовании ГБУК РК «Крымская респуб­ликанская универсальная научная библиотека имени И. Я. Франко» поставлен, по нашему убеждению, в корне неверно. Следует обсуждать, достойна ли республиканская библиотека чести носить имя Н. Я. Данилевского, а не наоборот.

Фото Анны Кадниковой и из открытого источника.

Николай ФИЛИППОВ.