В магазинах - всё своё

Обзор главных экономических событий недели

7 Июнь 2022 1105
Продукты отечественного производства постепенно вытесняют импортные с магазинных полок. Фото Анны КАДНИКОВОЙ.
Продукты отечественного производства постепенно вытесняют импортные с магазинных полок. Фото Анны КАДНИКОВОЙ.

Отечественное производство практически полностью обес­печивает внутренний спрос страны на социально значимые товары. Доля российской продукции в этом сегменте составляет около 90-95%. Причём данный показатель остаётся стабильным вот уже несколько лет. По мнению аналитиков, это объясняется тем, что торговые сети постоянно расширяют сотрудничество с местными производителями и фермерскими хозяйствами. Это позволяет увеличивать ассортимент товаров российского производства на магазинных полках.

Без дефицита

«Торговые сети в режиме реаль­ного времени корректируют ассортимент с учётом актуальной ситуации, информации от действующих партнёров и потребительского спроса, - пояснил  председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли России Игорь Караваев. - Несмотря на то, что магазины сталкиваются с некоторым сокращением ассортимента части производителей, торговые сети активно ищут альтернативные предложения».

Постоянное привлечение новых поставщиков сейчас происходит за счёт прицельной работы исключительно с отечест­венными производителями. Часть ассортимента может временно сокращаться, но по большей части это происходит из-за логистических трудностей.

В целом объёмы производства в стране, в том числе продуктов, остаются стабильно высокими.

Между тем 1 июня генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил о невозможности урегулирования глобального продовольственного кризиса в случае, если на мировой рынок не вернётся сельскохозяйственная продукция из России и Украины.

Больше ткать и шить

Кроме социально значимых товаров, Россия увеличивает также собственное производство тканей. По прогнозу Минпромторга РФ, предприятия лёгкой промышленности нарастят объёмы выпуска продукции более чем на треть к 2023 году. Только выпуск трикотажного полотна может увеличиться более чем на 40%. Как отметили в министерст­ве, в этом году в Ивановской области запланирован запуск двух новых фабрик по производству этого материала, а также расширение трёх действующих предприятий.

По данным Фонда развития промышленности, один из крупнейших отечественных производителей мужской и женской одежды увеличивает мощности своей фабрики. Пос­ле завершения модернизации во второй половине текущего года компания сможет выпускать на 25-30 тыс. единиц одежды в год больше.

«Проблема швейного производства в России сегодня заключается не в том, что ткани нельзя произвести, а в том, что на них нет спроса, - отметил владелец группы текстильных фабрик Юрий Яблоков. - В стране мало предприятий, которые могут выпускать одежду в больших объёмах, поэтому крупные производители не видят смысла закупать отечест­венные ткани. Тем не менее в России доля локальных тканей может вырасти в случае увеличения сырьевого сектора легпрома и строительства новых текстильных предприятий».

Рекордное снижение

Средняя стоимость вторичного жилья в России в мае по сравнению с апрелем уменьшилась на 2%. Это рекордное снижение за последние несколько лет - прежде цена демонстрировала стабильный рост. Просадка отмечалась лишь в мае 2019 года на 0,4%. Цены подогревал рекордно высокий спрос на фоне низких ипотечных ставок, который привёл к существенному сокращению объёма предложения в сегменте готового жилья.

«Сейчас ситуация изменилась в корне: спрос снизился, а объём предложения продолжает расти, - сообщил директор федерального агентства недвижимости Ильдар Хусаинов. - Плюс появилось много собственников, заинтересованных в срочной продаже своих объектов. В основном это частные инвесторы, которые на фоне неопределённости экономической ситуации стараются продать имеющиеся у них объекты и закрыть свои кредиты. С марта на рынке отмечался дефицит покупателей, поэтому росла конкуренция за них и дисконт при продаже».

По мнению эксперта, в ближайшее время средняя стоимость вторичного жилья продолжит снижаться из-за сущест­вующего дисбаланса между растущим предложением и ограниченным спросом. По оценкам специалистов, к осени цены на «вторичку» могут снизиться ещё на 5-7%, поэтому те, кто сейчас снижает цену, чтобы не упустить реального покупателя, находится в более выгодной позиции, чем те, кто старается продавать по старой стоимости.

Елена ЮМАНОВА.