«Хакасия. Люблю. Храню. Преклоняюсь»

16 Апрель 2022 1874
София Асочакова и её работы
София Асочакова и её работы Фото из открытого источника.

Так называется открывшаяся в Республиканском этнографическом музее выставка этнической живописи хакасской художницы Софьи Асочаковой из Абакана и её учеников, организованная в рамках Года культурного наследия народов России.

Экспозиция в рамках выставочного проекта «Ветер в степи», направленного на формирование единого культурного пространства между отдалёнными регионами России и привлечение внимания к ценностям этнического наследия хакасского народа, завершает череду культурных мероприятий на полуострове с участием самобытного мастера изобразительного искусства с Алтая.

Проект «Ветер в степи», стартовавший в 2021 году в Старом Крыму при участии региональной общественной организации «Гильдия художников и мастеров земли Киммерийской» и Центра развития художественного творчества «Киммерия» Старокрымского городского Дома культуры, был поддержан Центром народного творчества республики.

Художник и педагог Софья Анатольевна Асочакова (Соко Шалгинова) родилась и выросла в живописных местах, богатых целебными озёрами, расположенными у подножия красивых гор, на чистом воздухе, в атмосфере любви и гармонии с природой. После окончания в Красноярске Государственного художественного училища имени Василия Сурикова и государственного художественного института активно занимается творчеством и выставочной деятельностью.

На выставке «Хакасия. Люблю. Храню. Преклоняюсь», представлены этнические полотна и графические работы Софьи и учащихся Хакасской республиканской национальной детской школы искусств и детской художественной школы им. Д. И. Каратанова, выполненные в технике батик и линогравюры.

Среди графических работ художницы выделяются такие произведения как «Дары Белой волчицы - Хомызы», литография «Священная гора Тепсей», отразившая особое, с древности почитаемое место с наскальными рисунками, «Воин-Хайджи» - как называют сказителя устных песенных сказов, преданий, легенд, исполняющего их под звуки чайтхана. Привлекает внимание картина «Пого. Наследие» с изображением украшения-оберега, вышитого с использованием перламутровых пуговиц, раковин каури, бисера и монет.

- У каждого рода свой узор, в котором «зашифрованы» данные о нём, количестве детей и более детальная информация, предназначенная только для хранителей рода, - рассказывает автор. - Мастерство создания пого передаётся из поколения в поколение, от матери к дочери. Я изобразила, процесс обучения мастерству изготовления оберега, которое передаётся через поколение - от бабушки к внучке, как нить, связывающая прошлое и настоящее.
Выставка экспонируется до 20 мая.

Людмила МИЛИНА.