В обход санкций. Обзор главных экономических событий недели

Федеральное правительство одобрило четвёртый пакет мер противодействия антироссийским санкциям, введённым западными странами. Он включает около 20 инициатив по поддержке отечественной экономики. В частности, премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал постановление об увеличении максимальной ставки по льготной ипотеке до 12%.
Через третьи страны
Кроме того, правительство легализовало параллельный импорт для удовлетворения внутрироссийского спроса на востребованные зарубежные товары. Он подразумевает возможности поставок товаров и сырья через страны, не присоединившиеся к санкциям. Перечень того, что можно ввозить без разрешения правообладателей, будет максимально широк - в предварительной версии списка перечислена вся номенклатура потребительских и промышленных товаров, а также сырья. При этом разрешение параллельного импорта не распространяется на сельхозпродукцию. Ею наше государство обеспечивает себя в полной мере. Импорт в Россию уже сократился примерно на треть - после максимальных объёмов ввоза в январе-феврале. Новый режим поставок позволит компенсировать добровольный уход с рынка западных компаний.
«Сейчас сотрудники таможни сверяют, есть ли компания, которая хочет ввезти товар, в списке уполномоченных лиц правообладателя. Если есть, то груз пропускают, если нет, то уведомляют правообладателя. После разрешения параллельного импорта мы этого делать не будем, - пояснил первый замглавы Федеральной таможенной службы Руслан Давыдов. - Для мониторинга таких поставок будут применяться специальные механизмы. В частности, могут быть автоматизированы выборки из баз данных в зависимости от статуса компании».
Нагрузку долой
Также в соответствии с антикризисным планом правительство решило отложить до 1 декабря 2023 года введение обязательной маркировки молочной продукции для фермеров. Это даст предпринимателям время найти замену импортному оборудованию для нанесения маркировки, уточнили в Кабмине.
«Организации общепита, образовательные учреждения, детские сады и больницы, которые закупают молоко для собственных нужд, будут освобождены от необходимости отправлять информацию об этом в систему мониторинга маркировки, - уточнил Михаил Мишустин. - Ещё одна мера поддержки коснётся продовольственных магазинов. До 1 сентября 2022 года они не будут передавать в систему мониторинга маркировки информацию о проданной молочной продукции. Это позволит в текущих условиях снизить риски сбоев при поставках на внутренний рынок такой продукции, снять с бизнеса лишнюю административную нагрузку в столь непростой период».
Преступления без наказания
Тем временем порядочность и добросовестность производителей «молочки», навстречу которым пошло федеральное правительство, весьма сомнительна. Система контроля Россельхознадзора, а также проверки в рамках системы маркировки продукции «Честный знак» и системы электронной ветеринарной сертификации «Меркурий» выявили нарушения у 30% предприятий, снабжающих отечественный рынок молочной продукцией. Об этом говорится в сообщении Центра развития перспективных технологий. Так, несоответствия по сыру выявили у 259 из 864 хозяйствующих субъектов (29% производителей, работающих в указанных системах), по сливочному маслу - у 256 из 853 (30%).
Анализ провели в январе этого года путём сравнения данных в разрезе номеров ветеринарно-сопроводительных документов, которые указываются в системах при вводе товаров в оборот. Также выяснилось, что у производителей не было достаточного количества сырья, чтобы изготовить заявленный объём продукции.
«Наша система контроля и система маркировки продукции позволяют полностью «обелить» рынок, но система наказания за подделку молочных продуктов недостаточна: уголовные дела по выявленным нарушениям не возбуждаются, - прокомментировал глава Россельхознадзора Сергей Данкверт. - Появились производители, которые производят молочные продукты, не закупая ни у кого молоко. Молочный жир подменяют не только пальмовым маслом - оно подорожало, но и животным жиром. Например, был случай, когда из 200 тонн сметаны у одного из производителей промаркировано оказалось только 20 тонн готовой продукции.
В принципе это серьёзное уголовное преступление».