На Юг - без пробок

Недалеко от села Мазанка Симферопольского района развернулась база дорожников. Отсюда начнётся строительство юго-восточного обхода Симферополя, подготовка к которому велась несколько лет. Подрядчик уже начал земляные работы: техника рыхлит скальный грунт, готовя его к последующему созданию основания новой дороги. Она свяжет трассу «Таврида» с Ялтинским шоссе и выведет транспортный поток, следующий от Крымского моста, в сторону Южного берега, от села Донского к Перевальному. А дальше - на существующую трассу Симферополь - Алушта.
Процесс пошёл
Согласно выбранному проекту трасса обойдёт большинство посёлков Добровской долины, но будет проходить через село Заречное вдоль Аянского водохранилища. В связи с этим под снос попадают 58 домов, сельский клуб, начальная школа, строительный магазин и продуктовый супермаркет. Кроме того, властям придётся изъять 177 земельных участков. И это ещё не окончательное количество, поскольку некоторые граждане не успели поставить свои наделы на кадастровый учёт. По словам председателя Добровского сельского поселения Олега Литвиненко, работа по расчёту суммы компенсации будет завершена к августу этого года. Все участки и дома получат актуальную рыночную (а не кадастровую) оценку. Что касается Аянского водохранилища, по словам главы поселения, охранные зоны затронуты не будут, так что водному источнику и экологии прилегающей к нему территории ничто не угрожает.
- По итогам проведения государственной экспертизы проекта первого этапа строительства юго-восточного обхода Симферополя выдано положительное заключение, - сообщают в пресс-службе Главгосэкспертизы. - Общая протяжённость трассы составляет 25,2 километра. Протяжённость первого этапа - 15,8 километра. Он пройдёт от Донского до границы с селом Заречным. На первом этапе строительства четырёхполосной автодороги категории IB планируется устройство двух развязок в разных уровнях, семи путепроводов, а также установка шумозащитных экранов, прокладка кабельных и воздушных линий электропередачи, размещение блочно-комплектных трансформаторных подстанций, локальных очистных сооружений и других объектов и коммуникаций.
Стоимость контракта составляет почти 16 млрд. рублей. Срок исполнения - до конца 2024 года. Единый подрядчик обязан своими силами выполнить не менее 25% объёма работ. При этом аванс не предусмотрен.
Работы на объекте уже начались, но пока не вступили в активную фазу из-за неблагоприятных погодных условий. Район сёл Мазанка, Денисовка, Ивановка известен непростыми грунтами. По ним в период интенсивного выпадения осадков даже проехать сложно, не говоря уже о технической разработке. Работать можно пока только на участках со скальной породой. Там сейчас задействованы бульдозеры с рыхлителем и экскаватор со специальным «зубом» для дробления известняка.
Второй этап обхода пройдёт через Заречное. По словам главы республики Сергея Аксёнова, попутно со строительством трассы в селе заасфальтируют несколько улиц, построят детские площадки, отремонтируют и наладят системы освещения и водоснабжения. Также прорабатывается вопрос газификации западной части Заречного. На все эти цели планируется потратить около 350 млн. рублей.
Починят и расширят
- Начались мероприятия по реализации первого этапа строительства юго-восточного обхода Симферополя в рамках подготовительных работ, - рассказывает врио министра транспорта РК Николай Лукашенко. - Запланирована также реконструкция трассы Симферополь - Алушта, в ходе которой предусмотрено расширение дороги до четырёх полос. Ремонт участка от Алушты до Ялты на Южнобережном шоссе сейчас находится в проектировании. Технические решения будут определены по результатам выхода из экспертизы. Планируемый срок строительно-монтажных работ - 2023 год.
В ходе капитального ремонта трассы Симферополь - Алушта планируется сделать более комфортные обгоны, улучшить покрытие и состояние обочин, проработать оползневые участки и примыкания. Что касается части Южнобережного шоссе между Алуштой и Ялтой, окончательного решения о том, будет ли она расширена до четырёх полос, пока не принято. Однако очевидно, что это - единственный способ решить проблему пробок, которые постоянно сковывают отрезок дороги Массандра - Никита - Ялта каждый курортный сезон, а порой и в межсезонье. Практика показывает эффективность данного технического решения. Аналогичная проблема многие годы существовала на трассе близ Феодосии, но четыре полосы «Тавриды» ликвидировали пробки в этом районе раз и навсегда.
Кстати, в качестве решения проблемы транспортной проходимости Южнобережного шоссе обсуждалась также возможность строительства двух объездов: Ялты и Алушты. Благодаря им транзитный транспорт мог бы двигаться в обход городов. Однако оба рассматриваемых проекта оказались очень дорогостоящими и сложными для реализации с технической точки зрения. Проект обхода Ялты, например, предусматривал возведение эстакады над городом с сохранением нижней трассы как части внутренней сети.
В свете нынешнего неустойчивого положения отечественной экономики обсуждение столь грандиозных планов пришлось отложить на неопределённый срок.