Римские дороги - миф для туристов

16 Март 2022 2288
Такую каменную кладку можно увидеть по всему горному Крыму.
Такую каменную кладку можно увидеть по всему горному Крыму. Фото автора.

Via Millitaris. Так в Крыму называют дороги в лесах, особенно в южной части полуострова, сложенные из камней. Якобы их создали римляне, вот до наших дней они и сохранились. На самом деле, это не так.

Грубые большие камни лежат вдоль натоптанной туристами тропы. Таких дорог в крымских лесах много. Например, только в Байдарской долине их можно насчитать не менее шести, а то и больше. Местные жители говорят, что, гуляя по лесам, часто натыкаются на следы таких дорог. Куда они ведут и зачем созданы - часто остаётся загадкой. Но, судя по всему, между Байдарской долиной, Черноречьем и Севастополем в сторону Южного берега Крыма когда-то было много дорог.
Одна из самых известных - от села Родникового к перевалу Шайтан-Мердвен, в западной части Ай-Петринской яйлы. Эту дорогу так и называют - Римская. Считается, что её построили римляне для путешествий к крепости Харакс, на мысе Ай-Тодор. Но есть и другая версия.
Многие краеведы утверждают совершенно категорично - ни одной римской дороги в Крыму нет. Никто пока не доказал, что какие-либо конст­рукции из камней в лесах - это следы римлян. Связано это в первую очередь с тем, что дороги не раскапывали археологи. Да и пришлось бы им трудиться немало - архео­логический материал найти вдоль дороги довольно сложно. Представьте, что найдут наши потомки, если, например, решат откопать трассу «Таврида»?
Важен и другой нюанс. Многие дороги действительно были созданы много столетий тому назад. Но, как правило, в средние века их перестраи­вали. Например, путь от Мангупа до Херсонеса. Так называемая Инкерманская дорога в Балаклаву от крепости Каламита тоже появилась сравнительно недавно по историческим меркам.
«Если пройтись по лесу, то от Родникового к замку Кокия-Исар шла средневековая дорога. Из Передового к Чоргунскому Исару и далее к пересечению с Инкерманской дорогой шла римская дорога, перестроенная в средневековье, - поясняет один из крымских краеведов.
Важно и то, что Крым никогда не был колонией Древнего Рима. По сути солдаты великой империи были у нас пограничниками. Военная дорога в этом случае оказалась бы слишком дорогим удовольст­вием. Легионы по ней не ходили бы с утра до вечера. Оставлять для местных жителей? Неслыханный подарок.
Но почему эти странные тропы со стенами из камней столько лет остаются почти целыми? Жительница Севастополя Марина Астафьева даёт своё объяснение.
«Как-то я посетовала, что современные дороги, проложенные в горной местности, быстро зарастают, а старые, даже если по ним проходит один человек в год, держатся. Знакомый строитель с огромным опытом работы объяснил, что современные дороги в силу наличия мощной техники укладываются на подрезанный склон, и если не сделать рядом подпорную стенку, ползут. Старые дороги максимально использовали рельеф и как бы пристраивались к склонам», - рассказывает Марина.
Только вот большинство известных нам «римских» дорог - это как раз труд средневековых строителей. Остаётся только восхищаться их умением.

Древние дороги - главные загадки полуострова.

Валентина БУЙЛОВА.