Гора должна летать. Пока «ползёт»

Что изменилось на горе Клементьева в Коктебеле

28 Февраль 2022 330
Эти здания не могут стоять на территории ООПТ.
Эти здания не могут стоять на территории ООПТ. Фото из открытого источника.

«Крымская правда» писала о проблеме авиаторов - формально излюбленное место для полётов стало заповедной территорией, на которой можно разве что пешком ходить и любоваться красотами. Постепенно дело сдвигается с мёртвой точки.

Скромный успех

Десятилетиями гора Клементьева считалась точкой притяжения отечественных и зарубежных авиаторов. Мы писали ранее о том, что здесь бывали создатели многих известных советских самолётов. Красивый уголок привлекает внимание не только любителей полётов и просторов. При Украине здесь планировали раздать участки под ИЖС и в перспективе построить оте-
ли, частные пансионаты, дома отдыха. После 2014 года также был предложен проект застройки этой территории под современный комплекс с ресторанами, рекреационным комплексом и другими развлекательными объектами.
И снова, к счастью, его удалось запретить. Гора оставалась для тех, кто любит летать. Но ненадолго.
Напомним: в 2010 году авиаторы сделали всё возможное, чтобы территория получила природоохранный статус. Позже на горе появился нужный и важный объект - двухполосная дорога. Она должна полностью исключить поездки по территории ООПТ, где душа пожелает. Ранее вся гора, скорее, напоминала термитник - она была изрезана следами шин, как будто её уничтожали колёсами машин. Появление дороги должно в перспективе полностью исключить несанкционированные проезды по краснокнижному разнотравью.
Благое дело привело к неожиданной проблеме - планеристы больше не могли на машинах доезжать до мест стартов. 21 февраля это удалось изменить. В приказ Минприроды Республики Крым от 20 февраля 2020 года были внесены изменения. Плане-
ристам разрешили доезжать на автомобилях до точек стартов.
- Мы получили только малую толику того, что хотим. - говорит Вячеслав Копчинский, президент Федерации спорта сверхлёгкой авиации Республики Крым. - Мы неоднократно обращали внимание на то, что нам разрешили только подъезды к стартовым площадкам. То есть, от асфальтированной дороги мы проезжаем 3 километра на автомобиле, выгружаем всё, что необходимо, оставляем это без присмотра. Потом возвращаемся на асфальтированное покрытие и снова к дельтаплану, к примеру, пешком. Эту проблему решили. Теперь нам официально разрешена стоянка на стартовых площадках.

Много работы впереди

Однако это лишь часть задач, которые стоят перед чиновниками и планеристами. В первую очередь спортсмены ждут, когда можно будет решить вопрос с легализацией зданий на горе Клементьева.
- Этот вопрос можно было решить в 2015 году, - добавляет Вячеслав Копчинский. - Тогда специалисты Минприроды не учли наши интересы. Если бы с нами встретились, выслушали, то могли бы сразу определить эти земли не в ООПТ. Грубо говоря, вырезать базу из границ и всё. А теперь все загнаны в тупик.
По словам авиаторов, чиновники готовы слушать и слышать их сейчас. Но действовать в рамках уже принятых положений довольно сложно.
«Общая позиция - должна быть сохранена возможность занятия этим замечательным видом спорта. Это не только точка притяжения спортсменов Крыма. Это общероссийская «мекка» планеристов, гора с мировой известностью», - заявлял ранее Михаил Назаров, зампредседателя Совмина Крыма.
Пока очевиден пусть очень скромный, но прогресс. Если в начале февраля авиаторы возмущались, что у чиновников наблюдается полное отсутствие понимания, как проходят полёты, то теперь разрешён подъезд к стартовым площадкам. Снят категорический запрет на стоянку машин на время полётов возле стартов.
Авиаторы верят, что диалог будет продолжаться. Это позволит использовать гору Клементьева для того, для чего её и создала природа - для полётов. Уникальные воздушные потоки этой части полуострова должны приносить пользу и радость людям.  

Кстати

Гора Клементьева в Крыму расположена в 13 км на запад от Феодосии. К югу находится пгт Коктебель. Современное название гора Клементьева в Крыму получила 11 сентября 1924 года. До этого она именовалась Узун-Сырт, что в переводе с крымско-татарского означает «длинный хребет». В тот трагический день молодой, но уже опытный испытатель Клементьев разбился на собственно изобретённом планере АВФ 11 «Комсомолец». В воздухе корпус лопнул, и летательное средство рухнуло с высоты 510 метров.

Валентина БУЙЛОВА.