Каждый первый из тех

15 Февраль 2022 2799
Симферопольский мемориал не вернувшимся с Афганской войны. Фото: Анны Кадниковой
Симферопольский мемориал не вернувшимся с Афганской войны. Фото: Анны Кадниковой

«Каждый первый из тех, кто там был, не забудет о том никогда», так когда-то написал Владимир Мазур в песне «Афганская статистика». Он сам из тех, первых, помнящих, прошедших тяжёлыми дорогами войны в Афганистане. Один из воинов-интернационалистов, тех, кому довелось защищать интересы Родины, помогать братским народам в борьбе за независимость, воевать, хоть о том официально и не говорилось, бороться, увы, погибать. Сегодня в стране памятная дата - в честь тех, кто исполнял (и исполняет) служебный долг за пределами Отечества. Это официальное название, а по сути, - День воинов-интернационалистов, День шурави. Так наших ребят называли в Афгане, а как говорили в Анголе и Вьетнаме, Венгрии и Йемене, Корее и Египте, в Мозамбике и Эфиопии, Монголии и на Кубе, в Чехословакии и Ираке, в Сирии и Южной Осетии.., не знаем. Наверное, на своих языках, где «советский» или «российский», где «противник» или «друг-спасатель». Они с честью выполнили свой долг и не виноваты в том, что порой подвиги, имена, солдатская работа, мужество оказывались забытыми Родиной, даже преданными как-то… Они не предали страну, остались верными присяге и долгу, а из Афгана 33 года назад, 15 февраля 1989-го, вернулись с развёрнутыми алыми боевыми знамёнами - непобеждённые, выстоявшие.

Шурави для других, а между собой - братья, по духу, по крови, по судьбе. Без лишних слов готовые всегда закрыть собой от пули, осколков, злобы; помочь, поддержать. Знаю­щие цену дружбе, братству, жизни… Не разменивающиеся по мелочам и мгновенно способные решиться на поступок. 15 февраля 1989-го, в 15 часов 45 минут, последний советский бронетранспортёр с парнями на броне пересёк Хайратонский мост через приграничную Амударью, прошёл по нему усталый Борис Громов, командующий 40-й армией. Ограниченный контингент советских войск в Афганистане вернулся в Союз с развёрнутыми знамёнами. Правда, ещё около 6 тысяч пограничников остались в Афгане на полгода, прикрывая отход, но всё равно 10-летняя беда, страшный сон советских матерей, окончилась. Для тех, кто там был, для родных тех, кто вернулся «грузом 200», афганская война не закончена и теперь: возвращается во снах, тревожит ранами, плачет свечой у портрета. Эти портреты - лики тех, кто не вернулся с войны, - в музее воинов-интернационалистов в Симферополе как раз напротив часов с застывшими стрелками, 15.45, время выхода, а на другой стене - карта Афганистана, с горными перевалами, ущельями, зелёной зоной, где почти всегда была засада… Любая война, а тем более на чужой стороне, во имя не всегда понятного «интернационального долга», не отпускает никого, кто познал её. Боль, не физическая, душевная, и память обо всём, что пережито, обо всех, с кем сражался плечом к плечу, не проходят со временем - воин-интернационалист это уже навсегда. Как мечтали они, ребята (да и девчата - медсёст­ры, врачи, вольнонаёмные), рождавшиеся у тех, на чью долю выпала Великая Отечест­венная, также, как отцы и деды, служить Родине, быть ей верными и полезными. Как украдкой молились их мамы и бабушки, чтобы вернулись дети с войны, пусть раненые даже, но живые. И как часто письма приходили уже после страшной вести, как часто бое­вая награда становилась не в радость… Увы, даже исполненный интернациональный долг, «помощь братским народам», не обходится без потерь. Простите за это, воины-интернационалисты, родные тех, чьи судьбы искалечила та «помощь народам»…

С 33-й годовщиной возвращения домой, шурави! Здоровья и сил, ребята, прошедшие войну. Спасибо, что не изменили присяге и Родине. Она, мы, всё равно гордимся вами, мужеством и братством, воины-интернационалисты.

Интервью с руководителем севастопольского регионального отделения всероссийской общест­венной организации ветеранов «Боевое братство» подполковником запаса Василием Зубенко читайте на 3-й странице.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.