Авиационный «тупик» на горе Клементьева

Проблема

11 Февраль 2022 669
Здания нужно убрать. Вместо них - чистое поле.
Здания нужно убрать. Вместо них - чистое поле. Фото из открытого источника.

Парапланы могут исчезнуть с горы Клементьева, рядом с Коктебелем. Эта территория оказалась особо охраняемой. А на ней - постройки без документов. Если их снесут, о полётах можно будет забыть. Ведь здания - это база дельтапланеристов и парапланеристов.

Такой желанный Узун-Сырт

Гора Клементьева по праву считается уникальным местом. Рельеф и местоположение хребта Узун-Сырт (так ещё называют гору) способствуют образованию мощных восходящих потоков воздуха. Они идеально подходят для парапланеризма и не только. Подобные условия встречаются в мире крайне редко. Тем более что полёты здесь можно совершать почти круглый год.

Даже люди, далёкие от полётов, знают, что это место особенное. Не зря сюда приезжали такие великие люди оте­чественной авиации как Олег Антонов, Александр Яковлев и Сергей Ильюшин. В 1923 году на плато прошли первые Всесоюзные планерные состязания. И с тех пор 1 ноября считается днём рождения советского планеризма.

Неудивительно, что на плато был организован Центр планерного спорта (ЦПС) со взлётно-посадочной полосой. По большому счёту это место уникально ещё и тем, что тут можно увидеть постройки, в которых жили инструкторы. Зданиям этим много десятков лет. Позже появился ангар республиканского дельтапланерного клуба (РДК). Ещё одно место знакомо многим, в том числе по фотографиям в интернете. Около 20 лет назад было открыто кафе, в котором кухня простая, а вот вид из окон… Рядом с этим местом также были организована база парапланеристов.

Место понравилось не только тем, кто не видел смысла жить без неба. При Украине возникла креативная идея - застроить территорию, её будущее было под угрозой. Схема простая. Изначально выдаются паи, чтобы оформить земли сельхозназначения, а потом… Можно договориться с нужными людьми и построить домик.

- В 2010 году был создан заповедный ландшафтный парк. Это инициатива авиаторов, они не хотели, чтобы здесь были, по сути, пастбища, - говорит Вячеслав Копчинский, председатель РО ООО Объединённая федерация спорта сверхлёгкой авиации России в Республике Крым. - Другого пути спасти гору не было. Мы даже вошли в состав админист­рации парка, фактически управляли им на тот момент. И когда перешли в юридическое поле России, по сути, парк таким и остался, изменилось только название.

Это и стало роковой ошибкой. В 2014 году ландшафтный парк, можно сказать, автоматически стал частью особо охраняемых природных территорий (ООПТ) регионального значения.

Ничего нельзя

Крымчане хорошо знают о правилах поведения, посещения и организации какой-либо деятельности на ООПТ. Таких территорий у нас десятки. Например, нельзя передвигаться на автомобиле вне разрешённых маршрутов, ставить палатки, оставлять машины на площадках без твёрдого покрытия. Проще говоря, любая деятельность на территории ООПТ становится почти невозможной.

- Мы хотим летать на горе Клементьева, другие точки есть, безусловно. Всего в Крыму более 30 стартов, - добавляет Вячеслав Копчинский. - Но поймите, есть определённые типы восходящих потоков. Уникальность горы как раз в том, что её аэродинамика исключительная. Отказаться от полётов здесь - нанести удар по сверхлёгкой авиации.

Постройки нужны авиаторам. Многие приезжают сюда отдохнуть, минимальные удобства их не смущают. Кроме того, есть отработанные годами схемы подготовки полётов и многое другое. Но проблема в том, что здания базы нелегальны. При Украине никто не торопился оформлять их юридически. Результат не замедлил себя ждать. В России к законам относятся более щепетильно.

- Мы встречались с минист­ром экологии и природных ресурсов Крыма, с вице-премьером Назаровым, - рассказывает Вячеслав. - Вывод простой. В соответствии с действующим законодательством база там не может существовать. Мы понимаем чиновников, они действуют в рамках закона. Но мы зашли в тупик. Нам дали совет - обратиться в суд. И, скорее всего, шансов у нас немного.

Есть и те, кто считает полёты опасными и даже незаконными. Некоторые крымчане уверяют, что смертельные случаи во время полётов - это явное доказательство опаснос­ти парапланеризма. Кроме того, с горы Клементьева организуют платные полёты. Однако профессионалы отмечают, что риски есть везде. К примеру, ежедневно на дорогах страны в ДТП гибнут люди, но никто не запрещает автомобили.

Есть и другое мнение. Мол, построили двухполосную дорогу к Беседке ветров, значит, место кому-то приглянулось. Ждать тут дачи, коттеджи или даже многоэтажки? Вряд ли. Как разрешить правовую коллизию с авиаторами тоже непонятно. А пока на гору Клементьева спокойно ездят местные жители и туристы на автомобилях, любуются красивыми видами и даже не задумываются о том, что происходит рядом.

Кстати

Частный инвестор в 2016 году подготовил проект создания рекреационного комплекса «Город авиаторов». Проект предусматривал ремонт зданий лётной школы постройки 1935 года, замену обветшалых летних домиков на новые, капремонт здания музея истории авиации и ангаров. Также планировалось строительство аэродрома «Кара-Гоз» и музейно-выставочного комплекса «Узун-Сырт» с гостиницей, кафе, рестораном, кемпингом. К счастью, удалось поднять шум и повлиять на то, чтобы проект не был реализован.

Валентина БУЙЛОВА.