Кто спасёт уникальную святыню Крыма?

Точка на карте

26 Январь 2022 746
Это место красиво в любое время года.
Это место красиво в любое время года. Фото автора.

Сурб Егия на окраине Бахчи-Эли. Так следует называть руины армянской церкви в селе Богатом Белогорского района. Это кусочек истории полуострова, который скоро может исчезнуть. Его давно разрушили, изуродовали надписями на стенах, засыпают мусором. А ведь это святое место…

Храм нужно если не восстанавливать, то хотя бы сберечь.

«Уникальная церковь, не имеющая аналогов в Крыму, соединяющая в себе элементы трёх культур». Так описывают древние руины жители полуострова. Предполагается, что в XI-XII веках в плодородной долине реки Кучук-Карасу было основано поселение.

В нём обосновались армяне, спасавшиеся от турок-сельджуков. Место было выбрано неслучайно - вода в колодцах никогда не исчезала. Поэтому село назвали Бахчи-Эли, что переводится как «Сады Бога».

В благодатном месте позже появились церковь и монастырь. Храм называют не только Сурб Егия, но и Сурб Аменапркич. Первое название - в честь святого Илии, второе славит Всеспасителя. Считается, что в церквях Аменапркич раньше всегда было распятие, когда-то оно было и в этом храме. Название в честь святого Илии появилось позже, но именно его хорошо знают наши современники. Хотя часто это место называют просто «развалины церкви в Богатом». И такие слова более чем верно отражают состояние церкви. Чёрные археологи и осадки разрушают то, что не уничтожило время. В храме сохранилась табличка, которая гласит, что в 1927 году церковь была разрушена.

Смотреть на эти древние камни больно. Ведь здесь когда-то можно было любоваться сочетанием трёх культур: армянской, татарской и западноевропейской. Можно рассмотреть остатки сталактитовых ниш в турецко-сельджукском стиле, красивые арки, армянские барельефы.

Это место славилось не только монастырём и храмом. Жители села Богатого рассказывают, что когда-то здесь был святой источник с фонтаном. Якобы вода из него помогала исцелиться от различных недугов. Найти источник можно и в наши дни, он даже обозначен на карте.

Но вернёмся в храм. Часть уникального убранства сохранилась в музеях. Это мизерная часть, за которую стыдно. Потому что больше мы сохранить не смогли. Раньше люди заходили в храмы и, даже не умея читать, понимали всё. Различные сюжеты украшали стены и потолки. А теперь… Теперь здесь «наскальная роспись» убогих туристов. Каким нужно быть отморозком, чтобы на стенах древнего храма, в котором звучали молитвы, оставить надписи «Лена», «Крым 2020» или «Привет из Белогорска».

Что ждёт прекрасные руины? Видимо, забвение. Множество памятников истории уже исчезло. Наши предки часто использовали древние строения в качестве источника строительных материалов. Сурб Егия не разбирают. Но это и не нужно. При таком наплевательском отношении церковь постепенно рассыплется сама. В Крыму большая и состоятельная армянская община, но ей, вероятно, не до храма.

Валентина БУЙЛОВА.