Посиделки

21 Сентябрь 2022 356

Практика экзорцизма

Случайно попал в московском храме на обряд изгнания бесов. Был удивлён и самой процедурой, и тем, что с пришедших на неё брали деньги. Интересно, что говорят об этом руководители РПЦ. И что это за обряд такой? И кто его может совершать.

Игнат Д.

Евпатория.

Разъясняет протоиерей Димитрий.

Экзорцизм- в переводе с греческого - «связывание клятвой». Обряд этот существует в разных религиях, а заключается он в изгнании из человека или места бесов или другой вселившейся в них нечистой силы, для чего совершается сложный ритуал, под силу не каждому. Есть он и в православии. 

Суть в том, то бесы могут вселяться в человека, и он становится одержимым, беснующимся - находящимся постоянно в состоянии крайнего возбуждения, раздражения, гнева, ярости, неистовства. Это может стать причиной и психических заболеваний.

Обряд получил широкую известность и неверные представления о нём из фильмов, среди которых «Вий», «Изгоняющий дьявола», «Шесть демонов Эмилии Роуз», «Затащи меня в ад».

Изгнание бесов Иисусом Христом из людей описано в Евангелии. Выделяют бесов семи смертных грехов, ссылаясь на изгнание их Христом из Марии Магдалины.

Ещё в 1589 году демонолог Питер Биносфельд сделал классификацию, основываясь на том, что демоны подстрекают человека к грехам. 

Люцифер олицетворяет гордыню, Мамона - алчность, Асмодей - похоть, Сатана - гнев, Вельзевул - чревоугодие, Левиафан - зависть, Бельфегор - уныние и лень.

В Писании свидетельствуется, что изгнанием бесов занимался не только Иисус Христос, но и его апостолы.

Богослов, заслуженный профессор Мос­ковской духовной академии Алексей Ильич Осипов считает отчитку бесноватых явлением, противоречащим святоотеческому учению. Основывается он на словах святых отцов, отрицательно оценивавших попытки людей, которые сами мало чего достигли в духовной жизни, душа их полна страстей, но берутся за отчитку. И напоминает слова Христа ученикам: «…сей же род изгоняется только молитвою и постом. То есть аскетической жизнью».

Известно, что когда к Сергию Радонежскому привели вельможу, который был одержим бесами, он собрал в храме монахов, которые отслужили молебен, затем преподобный Сергий перекрестил вельможу и человек в итоге исцелился. Это был единственный случай. А святые отцы за это не брались.

«А вы готовы представить себе такую картинку: преподобный Серафим Саровский вывешивает у себя на двери кельи табличку с расписанием: по понедельникам и средам в четырнадцать часов изгоняю бесов, - спрашивает богослов. - Вы скажете: это же абсурд - творить чудеса по понедельникам и средам? А разве не это мы наблюдаем в наши дни? Мы так привыкаем к абсурду, что даже не осознаём, что происходит, на самом деле. Ведь справиться с бесами - это чудо, это от Бога. А у нас теперь какой-нибудь священнослужитель вдруг возьмётся и начнёт изгонять бесов по расписанию. Если Господь не очистил твою душу, если не наделил тебя этим даром, как ты собираешься за это браться? На самом деле, происходит обман. И эти люди причиняют человеку, которого отчитывают, ещё большие страдания».

Вывод: только истинные подвижники могут повелевать бесами. 

РПЦ регламентирует практику экзорцизма. Разработан проект документа на этот счёт. В нём говорится, что этот чин разрешается совершать только епископам или священникам безвозмездно. Совершающий его должен обладать достаточным духовным опытом и осведомлённостью, для того чтобы выявлять лиц, действительно нуждаю­щихся в нём. Проект документа опубликован на церковных сайтах и направлен в епархии для получения отзывов. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 30 октября.

Как отметили в РПЦ, документ разработан в связи со злоупотреблениями при совершении обряда экзорцизма.

 

Натуральное - незаменимо

Изобилие осенних овощей, фруктов и ягод поможет вернуть и сохранять свежий вид кожи лица, подготовить её к сырости и холоду зимы. Давайте научимся правильно их использовать в масках. 

Из помидора. Жирную кожу лучше всего два раза протирать дольками помидора, томаты отлично помогают сузить расширенные поры и снимают жирный блеск. Для приготовления мас­ки для сухой кожи нужно добавить в растёртую массу из одного помидора по одной столовой ложке оливкового масла и творога. Смесь следует держать на лице 20 минут, а смывать тёплой водой без мыла. 

Из персика и овсяных хлопьев. Возьмите одну ложку жидкого мёда, пюре одного персика и добавьте туда немного овсяных хлопьев. Хорошо перемешайте и нанесите на лицо. Кожа станет сияющей, поры сузятся. 

Яблочная. Половинку яблока натрите на мелкой тёрке, добавьте чайную ложку мёда и чуть-чуть аскорбиновой кислоты. Тщательно перемешав, нанесите на лицо. Если кожа очень сухая, добавьте к смеси желток одного куриного яйца и столовую ложку оливкового масла. Маска из яблок отлично освежает и питает кожу. 

Из калины. Ошпарьте стакан спелых ягод кипятком, пропустите их через сито, чтобы освободить от косточек. Добавьте в пюре немного крахмала, чтобы довести массу до густоты сметаны. Нанесите на 20 минут, смойте водой. Калина - уникальная ягода, она защищает кожу от старения и повышает ее упругость. Подходят маски из калины для любого типа кожи.

Главврач косметологической клиники Варвара Лабенок.

 

От эпатажа - к традиции

Такой путь прошла уличная выставка в Коктебеле, экспозиция которой размещается на заборе, под забором и на стене дома одного из прародителей этого уникального явления - Игоря Шептовецкого.

Длится она всего четыре часа в мае и сентябре, превращая улицу Серова в территорию магии, посетить которую стремятся не только отдыхающие в это время в легендарном посёлке, но и жители других пределов, и не только крымских. И они каждый раз убеждаются в справедливости высказывания сто пятьдесят лет назад английского художника-романтика Джона Констебла, заметившего, что творчество художника так же разнообразно, как природа. Двадцать четвёртая по счёту Подзаборная выставка подтвердила эту мысль. 

К работающим над темой земли Киммерии живописцам, графикам, мастерам декоративно-прикладного искусства каждый раз присоединяются новые лица. И через них впитывают суть скупой земли, овеянной ветрами моря и гор, а она проникает в них, навсегда захватывая своей таинственностью и напевностью. 

 Одна из постоянных зрительниц и ценителей современного искусства - директор Феодосийской картинной галереи имени Айвазовского Татьяна Гайдук.

- Этой легендарной землёй восхищались и посвящали своё творчество Максимилиан Волошин, Михаил Латри, Вера Фаворская, - отметила Татьяна Викторовна. - Каждый по-своему изображал её. Так же делаете это вы. И тем интересны ваши выставки, собирающие здесь истинных ценителей новизны и свежести в искусстве, понимающих, что первоначальный эпатаж может превратить в традицию. Так и случилось с Подзаборной выставкой. И примеров признания первоначально не принятого и даже отвергнутого много. Как скажем, картина Эдуарда Мане «Нана», отверг­нутая Парижским салоном, а потом признанная произведением искусства. И это говорит о том, что зарождающееся новое явление, бросающее вызов устоям, может легко стать традицией, если есть в нём красота, смысл, новизна. 


 И искусствоведы, и зрители признают, что всё это есть у «подзаборников». Получив признание публики, художники не отреклись от лёгкого эпатажа. Каждая встреча с ними напоминает «обормотство», которое царило в посёлке в волошинские времена Серебряного века, пронизана духом вольнолюбия и искромётного творчества.

Среди создателей подзаборного пространства - потомки знаменитого рода Арендтов, жизнь которых тесно связана с Крымом, сын Юрий, внучки выдающего скульптора Ариадны Арендт Наталья и Мария. Андрей Комовский - из рода «старых коктебельцев», как называют тех, кто корнями связан с этим местом. На доме в нескольких метрах от выставки, где жили его дед - выдающийся учёный, изобретатель Григорий Фёдорович и отец - легендарный фотограф, деятель культуры Аркадий Григорьевич, установлена мемориальная доска. Рядом стоит дом художницы Натальи Туркии - одной из придумавших этот, как сейчас говорит, проект, и её мужа, киноведа и кинокритика Андрея Дементьева, ставшего летописцем уникального художественного явления. 

Осеняя выставка совпадает по времени с поэтическим фестивалем «Волошинский сентябрь» и пленэром художников, которые проходят в рамках Международного научно-творческого симпозиума. Не исключение и нынешняя. Поэтов и художников здесь встречают с распростёртыми объятиями, и дружеский круг постоянно расширяется.

И неожиданные встречи здесь не редкость, и каждая приносит радость. Как и эта - с народной артисткой Украины, актрисой Крымского академического драматического театра имени Максима Горького Светланой Кучеренко (на снимке).

Пожелание у всех участников и зрителей одно: «Да будет так всегда!».


Языковые конкуренты

Почему в нашей речи допускаются ударения в одном и том же слове на разных слогах? Разве это правильно? Этот вопрос мне задал сын-семиклассник. А я не знаю, что ему ответить.

Андрей Сотников.

Феодосия. 

Начать надо с того, что, как справедливо заметил в своей книге «Живой как жизнь» Корней Чуковский: «Каждый живой язык, если он и вправду живой, вечно движется, вечно растёт. Но одновременно с этим в жизни языка чрезвычайно могущественна и другая тенденция прямо противоположного свойства, столь же важная, столь же полезная. Она заключается в упорном и решительном сопротивлении новшествам, в создании всевозможных плотин и барьеров, которые сильно препятствуют слишком быстрому и беспорядочному обновлению речи».

Именно по этой причине и возникла вариативность - своего рода компромисс - разрешение конфликта конкурирующих даже не слов, а сторонников того или иного их произнесения. Вариативность - своего рода переход от старой нормы к новой, которую далеко не все приемлют. 

В течение последних 200 лет многие слова поменяли ударение. Среди них «лыжня». Сегодня никому не придёт в голову поставить ударение на первом слоге, как зафиксировано в «Толковом словаре живого великорусского языка» Владимира  Даля: «лЫжня».

В «Толковом словаре русского языка» Дмитрия Ушакова, изданного в 1935 году, даны два варианта ударения: «лЫжня» и «лыжнЯ». Словари современного русского языка единственно верным признают ударение на последнем слоге. Подобная перемена, перестановка ударения, произошла со многими словами, скажем, дОбыча - добЫча, паспОрт - пАспорт, симвОл - сИмвол, «кладбИще - клАдбище, недвИжим - недвижИм, призрАк - прИзрак, окровавлЕнный - окровАвленный, счАстливый - счастлИвый.

Сегодня никому не придёт в голову сказать библиОтека, суффИкс, ракУрс, Абзац.

Среди слов, поменявших ударение с первого на второй слог: абзац, английский, бальзам. Со второго на первый - конкурс, музыка, символ, возглас, довод, изверг, насморк, призрак, признак, сумрак, йогурт.

Это говорит о том, что произошёл плавный переход от одного варианта к другому. Поэтому не стоит переживать, видя в словарях два варианта: «одноврЕменно» и «одновремЕнно». Просто эти два ударения пока конкурируют в угоду сторонникам обновления и приверженцам неизменности устоев. 

 

Хозяйка «Посиделок» Людмила ОБУХОВСКАЯ.