Для учителей разработаны меры поддержки на всех уровнях

31 Август 2022 1270
Валентина Лаврик.
Валентина Лаврик. Фото Анны Кадниковой.

В преддверии главного праздника школьников и учителей корреспондент газеты «Крымская правда» встретилась с министром образования, науки и молодёжи Республики Крым Валентиной ЛАВРИК. Она рассказала о программах поддержки учителей, новых образовательных стандартах, проблемах обучения, отмене ЕГЭ и главных качествах педагога.

Ковид, кадры и образовательные стандарты 

- Как будет организовано обучение в школах и СПО в связи с вновь возрастающей статистикой заражения коронавирусом? Снова маски и вакцинация?

- Сегодня все те правила, которые действовали в прошлом году, требуют поддержания. Это станет залогом сохранения учебного процесса в очном формате. Вакцинация - важная составляющая профилактических мер. Мы надеемся, педагоги понимают, что они работают в окружении детей, студентов и других преподавателей, которым важно быть здоровыми и дееспособными. 

- Нехватка учителей: что делает профильное ведомство для сохранения педагогов в школах и привлечения молодых специалистов?

- 3,88% - это те вакансии, которые на данный момент свободны, это около 700 вакантных мест. Сейчас они будут «закрыты» путём увеличения ставки уже работающих преподавателей. Сегодня разработаны самые разные виды поддержки педагогов на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях. Буквально на днях глава Республики Крым Сергей Аксёнов дал поручение муниципалитетам разработать меры социальной поддержки педагогических работников, которые будут реализованы в ближайшее время. Муниципалитет тоже имеет свои особенности, и каждый в зависимости от них сможет предоставлять денежные или имущественные блага,
предусмотренные новым планом поддержки педагогов. Упомяну и о программе «Земский учитель», которая реализуется на федеральном уровне. Благодаря ей в этом году в республику приезжает 31 учитель, каждый получит по 1 миллиону рублей как меру социальной поддержки. Также по поручению президента России Владимира Путина ежемесячно выплачивается 5000 рублей всем классным руководителям в школах и СПО. Более того, появились и новые варианты оказания материальной помощи педагогам. Например, компенсация в размере 10% стоимости автомобиля или 25% - от электромобиля и другие нововведения, которые в ближайшее время начнут реализовываться в Крыму. 

- Недавно выпустили ФГОС 3-го поколения: насколько новый образовательный стандарт отличается от предыдущей версии и готовы ли учебники и учебная программа к нему?

- В декабре 2021 года был полностью обновлён фонд учебников, этого не сделали только для 1, 2, 5 и 6 классов, предполагая, что в 2022 году выйдут обновлённые федеральные государственные общеобразовательные стандарты. Дело в том, что даже если образовательные стандарты меняются, то в течение 5 лет учебники, которые сегодня признаны для реализации федеральным образовательным стандартом даже 2-го поколения, фактически до 2025 года действительны. Поэтому педагогам волноваться нечего. Процесс качественной подготовки к уроку - важный этап, который должен соблюдаться учителем при любом образовательном стандарте. 

СанПиН и реальность

- Как известно, санитарные нормы предусматривают 2,5 квадратных метра на 1 ребёнка в классе, однако во многих школах Крыма эти требования не соблюдаются, нередко сидит по 40 детей. Вместе с тем, свои обязанности и задачи преподавателям становится выполнять значительно труднее. Как, по вашему мнению, можно приблизить реальное положение к желаемому стандарту?

- У этой проблемы есть несколько причин. Как правило, от большого количества учеников «страдают» школы и учителя, которые имеют хороший имидж - туда родители стремятся отдать своих детей, несмотря ни на что. Конечно, 2,5 квадратных метра на каждого ребёнка - это тот СанПиН, который должен выдерживаться. Но сегодня демографические процессы в Крыму показывают нам, что Симферополь, Ялта, Керчь, Феодосия - те города, которые привлекают родителей, а соответственно и школьный контингент. У нас есть школы, где учатся 2 ученика в классе, есть учебные учреждения, рассчитанные на 1000 посадочных мест, а посещаемость - примерно полсотни. И если сравнивать общую успеваемость учащихся из разных школ, то она значительно выше у тех детей, которые учатся в классе, где сидят 35 и более человек. В этом вопросе значительную роль играет и социализация, и профессионализм учителя. Если учитель не использует потенциал своего класса, в котором сидит до 10 человек, где у него есть возможность обеспечить индивидуальный подход к каждому ученику - для нас это показатель низкой подготовки педагогических кадров. Профессионализм учителя должен развиваться систематически. Родители в первую очередь идут за качественной учёбой, и, конечно, преподаватели, которые хорошо работают, и школы, которые следят за качеством обучения, привлекают больше внимания.

- Что вы думаете о нашумевшем письме директора севастопольской гимназии Виктора Оганесяна к министру просвещения Сергею Кравцову и конкретно о его словах: «Работа органов системы образования сегодня - это бесконечные совещания, шоу, мониторинги и бесчисленные проверки. Всё оценивается в баллах, взятых «с потолка». Нам не дают работать!»?

- По поводу мониторингов: понимаете, любой процесс, если он отслеживаем, должен контролироваться. Учитель, который ведёт урок, должен по его завершении собрать информацию, как дети усвоили материал. Мониторинговый, диагностический и диагностико-коррекционный подход - это главное направление работы учителя. Он должен понимать, какой эффект получен от урока и как выстроить следующее занятие так, чтобы это было полезно для учеников. Для этого и нужно проанализировать свои подходы и вложить это в конспект урока. По поводу подготовки к урокам хотелось бы сказать отдельно. Совсем недавно было внесено изменение в законодательство, чтобы учителя больше занимались детьми, а не «бумагами». Но есть документы, без которых учитель не будет учителем: это рабочая программа, это календарно-тематическое планирование, это конспект урока. И очень обидно, когда приходишь на урок: условия замечательные, детей мало, а у педагога конспект урока скачан с интернета, где абсолютно не проработаны особенности класса. Поэтому в этом году мы восстанавливаем работу методических служб. В каждой образовательной организации будут созданы методические советы и к молодым специалистам распределены педагоги-наставники, для того чтобы уроки были максимально продуктивными для учителя и учащихся.

- Письмо Виктора Оганесяна имеет несколько тематических блоков, и в одном из них он говорит о необходимости возвращения советской экзаменационной системы. На ваш взгляд это разумная и нужная инициатива - вслед за отменой Болонской системы высшего образования отменить и ЕГЭ?

- Недавно этот вопрос обсуждали с одним из депутатов Госдумы. Он рассказал, что поступил в МГИМО
только благодаря тому, что сдавал ЕГЭ. И потом, мы же все знаем, когда была «та система» - экзамены сдавались в школах, где «и стены помогали», в институты поступали не те ребята, которые учились на хорошо и отлично, а люди с совсем другими результатами обучения в школе. Поэтому в той части, что даёт объективность оценивания знаний, ЕГЭ - действительно очень эффективный подход. Ведь все ребята, независимо от места обучения, имеют одинаковые условия.

О детях и абитуриентах

- Как детей переселенцев из ЛНР, ДНР и территорий, где проходит специальная военная операция, принимают в детские сады, школы, колледжи и вузы? Есть ли для них какие-то льготы при обучении и как 11-классники будут сдавать ЕГЭ?

- Что касается ЕГЭ, разница в учебных программах существует, но фактически отличия - в 2-3 предметах. И когда в школу поступает ребёнок, каждый учитель может за счёт давно организованной в школе внеурочной деятельности дать недостающие знания ребёнку. Что касается СПО и высших учебных заведений, для иностранных граждан есть определённая квота. Сегодня в Крыму зачислены в школы примерно 800 детей, а в детские сады пошли примерно 300. Кстати, в детские сады, в которые нет очереди в электронном модуле, мы принимаем безо всяких проблем ребёнка сразу. Как правило, свободных мест в северных и западных районах полуострова больше, и если ребёнку обязательно требуется дошкольное образование, родители имеют право воспользоваться этим, мы никому не отказываем. Очереди в сады и школы возникают, как правило, в больших городах.

- Что самое главное в профессии учителя?

- Профессия учителя состоит из четырёх самых важных компонентов: умения организовать учебный процесс, хорошо выстраивать коммуникацию, учитель должен превосходно знать свой предмет, и самое главное - владеть методами его подачи. Сейчас мы не «передаём знания», потому что в современном мире ребёнок не может усвоить такое большое количество информации, которая поступает к нему из разных источников. Поэтому наша задача - обучить детей рациональным приёмам переработки этой информации. А для этого и существуют правила научной организации труда.

Беседовала Афина КОТАНДЖЯН.