Владимир Ходорченко: Быть тренером сложнее, чем игроком
Теннис является одним из тех игровых видов спорта, который в республике получает стабильное развитие и, главное, успешно преодолел переходный момент 2014 года без проблем международных перспектив. Сегодня география занятий данной дисциплиной только растёт, но безусловным лидером воспитания чемпионов по-прежнему остаётся Симферополь и клуб «Ситек-Динамо». Мы встретились с одним из его старожилов, тренером Владимиром Ходорченко, чтобы поговорить о важных тенденциях профессионального роста и текущих результатах.
- Часто теннис - это наследственное. Как ты попал в эту игру?
- У меня получилось немного иначе. Сначала родители отдали меня на занятия по кикбоксингу. Участвовал в соревнованиях, старался побеждать. Но после одного поражения мама решительно запретила мне дальше осваивать ударную дисциплину и после этого меня привели в теннис. Он и стал, по сути, моей жизнью.
- Давай разделим твою карьеру игрока и тренера. На кортах ты, как теннисист, добился всего, чего хотел?
- Стопроцентно нет. Я закончил в 16 лет, выиграв чемпионат Украины и выполнив норматив мастера спорта. Так получилось. Не было финансовой возможности кататься по соревнованиям, а без достойной практики сложно ставить амбициозные цели. Да, я, как и все, кто выходит на корт, мечтал стать первым в мире, однако, видимо, не судьба.
- Зато судьбой стало воспитание молодых и талантливых. Что сложнее: самому играть или учить этому других?
- Конечно, других. Судите сами: если ты сам выходишь на поединок, то мандраж обычно проходит через пару розыгрышей, а, когда ты тренер, то он не отпускает до конца встречи, иногда и после. Учить сложно. А ещё труднее быть наставником для своего сына. Врагу не пожелаешь.
- Почему? Наоборот должно же быть проще хотя бы из-за хорошего взаимопонимания за пределами корта?
- Когда ты с человеком в режиме 24/7, то это всегда трудно. Вкладываю в него не только знания, но и жизненное понимание тех или иных ситуаций. Потому что теннис - это жизнь и на корте всегда идёт отражение восприятия человека. Его характер развивается в плохих розыгрышах, дух закаляется в тех сетах, когда сил уже просто нет. Вот поэтому, пока он не женился, я и стараюсь ему помогать на каждом этапе его развития. Когда ты так сильно вкладываешься, да ещё и в родного человека, то легко не бывает.
- Как ты оцениваешь его теннисный потенциал?
- Он уже стабильно выигрывает крупные турниры. Поэтому, если не сломается психологически, добавит в концентрации на игре, не будет тратить силы на какие-то нервные моменты, то у него должно всё получиться. Мы всё для этого делаем. И Миша даёт отдачу. В начале лета было первенство Южного федерального округа для спортсменов до 17 лет и мой сын стал абсолютным победителем, выиграв в одиночном и смешанном парном разрядах. После этого он поехал на турнир мирового тура ITF в Ереван и, к сожалению, уступил в четвертьфинале. Зато получил отличный уровень соперничества и игровой практики. А ещё очки в рейтинге. Благодаря им он теперь будет в основном составе таких соревнований. После Еревана мы сыграли международный турнир в Сочи среди спортсменов до 19 лет. Там была самая высокая категория. Она приравнена по уровню к чемпионату России. Там Михаил стал третьим в одиночном и парном разрядах. Важно, что на эти международные старты попадают только десять сильнейших россиян данного возраста. Сейчас сын на масштабном мероприятии - первой летней Спартакиаде. Там он, кстати, единственный от мужчин представитель Крыма, что уже показательно в его 15 лет. После этого турнира мы делаем паузу и 19 сентября едем на два турнира в Баку мировой серии ITF в категории до 18 лет.
- Михаил - яркий пример того, как может расти теннисист. Но, если посмотреть в целом на эту игру в Крыму, - есть нужная для чемпионских задач конкуренция?
- Нет, её не хватает в возрастных категориях. Есть хорошие ребята, их достаточно много. Но в плане системности сложно её найти. Есть нехватка спаррингов для топ-спортсменов. По сути, у нас есть одиночные лидеры, но нет ни в одной категории хотя бы двух реально сильных ребят, которые могли бы, конкурируя друг с другом, расти. Руководство нашего клуба прилагает все усилия, предоставляют нам всю необходимую инфраструктурную базу. То есть, возможности есть. Дальше уже дело за спортсменами, которые должны появляться. Ну и притча во языцех - финансовая поддержка. Она в таком виде спорта нужна. Потому что без практики спортсмены будут чахнуть, а участие в топ-турнирах дорого обходится. Например, участие в соревнованиях в Ереване мне обошлось в 270 тысяч рублей.
- Сильно изменился теннис по сравнению с временами, когда ты начинал?
- Он просто другой. Вот от слова «совсем». Всё поменялось. Сейчас поединков, перелётов, нагрузок больше, поэтому идёт огромный уклон на, скажем так, условия работы на корте. Раньше были железные ракетки, сейчас на рынке производителей огромное количество предложений, чего не было в наше время. Ракетки, например, делают такими лёгкими, что их держать в руке приятно, не то что играть.
- Твоя мечта?
- Она вполне конкретная. Я её даже визуализировал. Мечтаю, чтобы я сидел на заполненных трибунах, рядом сидели родственники и друзья. Мы бы смотрели финал турнира «Большого шлема», в котором Миша обязательно бы выиграл. Это как раз тот случай, когда мечты отца и тренера объединились в одну.
Беседовал Валериан ОЗЕРЯН.