Человек, создавший Гурзуф

30 Июнь 2022 854
Великолепный Гурзуфский парк - наследие Губонина.
Великолепный Гурзуфский парк - наследие Губонина. Фото автора.

Российский промышленник Пётр Губонин, возможно, известен далеко не каждому крымчанину. Но именно в наше время о таких людях нужно говорить как можно больше. Это пример человека, который сделал для одного посёлка больше, чем кто-либо другой. Он был богат и щедр. Как и положено настоящему патриоту.

Каменщик и меценат

Ухоженный курорт, вальяжно прогуливающиеся дамы и кавалеры, свежий морской бриз. Таким Гурзуф стал далеко не сразу. Это была совершенно непримечательная деревенька, её даже некоторые считали довольно убогой. Всё изменил один человек.

Но начнём издалека. Герцог Ришелье решил купить себе имение в Крыму у моря. Дом-музей А. С. Пушкина в Гурзуфе как раз и является частью того имения. В 1824 году герцог продаёт недвижимость генерал-губернатору Воронцову. Это примерно 300 гектаров земли не только в Гурзуфе, но и часть Ай-Даниля. Всего через 16 лет гурзуфскую часть имения покупает киевский губернатор Иван Фундуклей. Его наследницы эти края не жаловали, поэтому охотно продали имение купцу и статскому советнику Петру Ионовичу Губонину. С этого всё и началось.

Пётр Губонин родился в семье каменщика, он был обычным крепостным. Но упорный труд помог простому человеку добиться отличных результатов в жизни. Он выкупился из крепостных и начал свой бизнес, нужно сказать, что очень удачный. Пётр Губонин стал железнодорожным магнатом, получил дворянство и начал активно вкладывать деньги в развитие страны. Достаточно лишь упомянуть девиз, который он выбрал для своего герба: «Не себе, а Родине». Он ему следовал всю свою жизнь.

Пётр Губонин построил около 20% российских железных дорог. Его заслуженно считают многие одним из отцов отрасли по нефтепереработке в России. Он даже приглашал к себе на работу известнейшего химика Дмитрия Менделеева, того самого, который и создал свою уникальную таблицу.

В Крыму о Губонине заговорили, ещё до того как он приобрёл своё имение в Гурзуфе. Прославился меценат тем, что выделил средства для строительства железной дороги из Харькова в Севастополь. Первый железнодорожный вокзал Симферополя тоже был построен на деньги Петра Губонина. В городе его дар оценили - присвоили звание «почётного жителя Симферополя». Здание, построенное на его деньги, сильно пострадало во время Великой Отечественной войны. Потом на его месте был построен современный вокзал, которым сегодня могут любоваться все жители и гости столицы Крыма.

И это ещё не все. В Севастополе храм на территории Херсонеса тоже был воздвигнут при помощи Губонина. Здание начали возводить в 1867 году, но оно пошло трещинами. Тогда в святейшем синоде приняли решение заключить с меценатом контракт на переделку храма. Так его в итоге и построили. Основание здания - заслуга человека, который умел и зарабатывать, и делиться.

Сейчас Гурзуфу тоже нужен меценат. Но нынешние бизнесмены далеки от широких жестов. Фото автора.

 

Гурзуфский курорт

Пётр Губонин полюбил полуостров. Его обрывы и горы, леса и пляжи. После покупки имения у наследников Фундуклея он начал создавать курорт. Самый настоящий и практически элитный. При жизни мецената были построены шесть прекрасных гостиниц. Сейчас в них могут остановиться гости санатория на территории Гурзуфа.

Были построены тут также мечеть и храм. Спокойно относился Пётр Ионович к представителям разных религий. Не было у него своих и чужих, были только крымчане, соотечественники.

По поручениям мецената в Гурзуфе появились аптека, почта и телеграф. Это уже не была простецкая деревенька, на которую мало кто обращал внимание. Более того, Губонин построил городок для тех, кто работал в системе виноградарства и виноделия, его заслугой стала и молочная ферма. По указанию Губонина в горах над Гурзуфом вырыли озеро, вода из него шла на нужды всего посёлка.

«Грязное зачуханное селение, как писали в те годы про Гурзуф, стало превращаться в ухоженную курортную деревню, - рассказывает историк, член Союза краеведов России Наталья Макарухина. - С Губониным пришли москвичи. Они стали выкупать у местных жителей сакли и строить на их местах двухэтажные дома. Многие из построенных тогда домов существуют до сих пор. Губонин отдал часть своего имения под общедоступную школу. Оплачивал отопление и освещение школы, содержал библиотеку для детей рабочих».

Меценат скончался через три года после завершения строительства гурзуфского храма, в 1894 году. Его похоронили в крипте собора. После революции Губонинский курорт стал военной санаторией (в те годы слово санаторий было женского рода). Во время антирелигиозной кампании в 1932 году храм разобрали, из его камней построили часть корпуса санатория. Прах Губонина и супруги перенесли на кладбище.

Но благодаря его трудам и заботам, всего в 15 верстах от главного транзитного пункта - Ялты - был создан модный, дорогой, привлекательный курорт.

Парк для всех

Сейчас все гости Гурзуфа могут прогуляться по парку - основному украшению этого места. Здесь им и рассказывают о Петре Губонине и его щедрости. Бывали в этом парке Чехов, которого всегда окружали поклонницы, Шаляпин, Леся Украинка, Гоголь, Маяковский.

Почти сразу гостей встречает скульптура «Рахиль». Другое её имя - гречанка, так называли скульптуру, когда религия была почти под запретом. Во время Великой Отечественной войны «Рахиль» получила 48 огнестрельных ранений. Её расстреливали оккупанты, немцы. Скульптура ждёт своего мецената, чтобы ей вернули идеальный вид.

Прогулка по парку - это заряд сил и бодрости на весь день. Всё благодаря фитонцидам крымской сосны, которая тут растёт в избытке.

Есть в парке и своё Лукоморье. И не просто дуб и цепь, русалка прекрасная, но и кот. Точнее, много учёных котов. Они каждый день встречают туристов, весь парк у них разделён на территории. Если вы собираетесь пройтись по нему, обязательно возьмите вкусности для котов. Поверьте, они ждут этого. Да и кроме того, их называют местными стражами. А вы ведь не хотите быть в немилости у охраны?

Валентина БУЙЛОВА.