Для народа или вип-персон?

29 Июнь 2022 347
Юсуповский дворец. Фото с сайта qirim.su
Юсуповский дворец. Фото с сайта qirim.su

Этот вопрос возник у первого министра культуры нашей республики, почётного председателя Ассоциации заповедников и музеев Крыма Вячеслава ПЕРЕСУНЬКО после посещения Юсуповского дворца в Кореизе.

- Посетить это историчес­кое место зазывают баннеры вдоль дороги на Южный берег,- начал Вячеслав Петрович разговор на болезненную для него тему. - Попасть на территорию дворца после многих лет, когда он был наглухо закрыт от посетителей, удалось только с третьей попытки. Две были неудачными, потому что, как объяснил экскурсовод, организованное посещение перенесли из-за отдыхающих там вип-персон. А допускаются туда экскурсанты всего раз в неделю. Экскурсия из Севастополя обойдётся взрослому в 2000 рублей, ребёнку на двести рублей меньше. Из курортного посёлка Утёс, под Алуштой, предложили билет за 1600 рублей. Решил поехать самостоятельно, билет на территорию дворца обошёлся в 700 рублей. Поинтересовался у кассира, куда идут деньги от проданных билетов. Ответ: в администрацию президента, в ведении которой дворец находится с 2014 года.

- И с чем же знакомят редких экскурсантов?

- Первый объект, к которому приковывают внимание - «Бункер Сталина». Находится он в бывшем винном подвале владелицы Кореиза княгини Анны Сергеевны Голицыной. Бывал ли в превращённом в бункер во время Великой Оте­чественной войны подвале Сталин - неизвестно. На пути к дворцу остановились перед трёхэтажным домом Анны Голицыной.

В украинские времена он был превращён в корпус для отдыха чиновников администрации президента. Вмес­тимость - 35-40 человек.
А в дворцовых апартаментах Юсупова селили за тысячу долларов в сутки. Пребывание в сталинских оценивалось в 800 долларов, Молотова - в 600. Как сейчас - мне неизвестно.

 - Что представляет собой экспозиция во дворце?

- Она начинается в коридоре, который ведёт в кабинет Сталина. На стенах посетители видят фотографии маршалов, которых, конечно же, не могло быть здесь в сорок пятом году, когда здесь жил во время Ливадийской конференции Иосиф Виссарионович. Есть здесь и многочисленные фотографии Сталина в разном возрасте. В кабинете сразу бросается в глаза появившаяся за столом восковая фигура, отдалённо напоминающая его хозяина. Зачем здесь нужно это «произведение» - непонятно. Появился неподалёку столик с пишущей машинкой. Задумался: могла ли рядом с руководителем государства постоянно сидеть машинистка, а значит, слышать все его разговоры по телефону и с заходившими участниками конференции? Это существенные детали, которые позволяют сказать, что экспозиция не поддаётся никакой критике: совершенно не профессионально сделана. А значит, дискредитирует организацию, в ведении которой находится.

- Какое впечатление произвели на вас исторические экспонаты? Они в целости и сохранности?

- Обо всех этого не скажу. Например, о мемориальном столе, за которым Молотов с товарищами писал важнейшие документы. Состояние его далеко не то, каким должно быть. Чего же ожидать, если он стоит на открытой веранде? Раньше, помнится, был аккуратно накрыт, а теперь предстаёт во всей своей неприглядности - время и климат не щадят деревянные предметы, если о них не заботиться.

Терракотовый лев с бетонным хвостом. Фото Вячеслава ПЕРЕСУНЬКО.

 

- Можно сказать, что экспозиция вас огорчила?

- Именно так. Я уже много лет твержу, что во дворце должны быть три экспозиции. Первую надо посвятить бывшему владельцу Феликсу Юсупову и дворянским усадьбам, которых на ЮБК было 1200. Вторую - знаменитой Ялтинской конференции.
И третью - главному архитектору Ялты Николаю Краснову, построившему дворец по заказу Юсупова. И это должен быть не просто объект для посещения, а садово-парковый заповедник. Открытый для экскурсантов постоянно, а не раз в неделю. Пора восстановить в прежнем виде все скульптуры на территории. И не так, как поступили с одним из чудесных терракотовых львов знаменитого скульптора Мориджи, привезённых из Венеции. Вместо отбитого терракотового хвоста ему прилепили… бетонный.

- Вы обращались со своими предложениями к тем, от кого зависит превращение исторического места в музейный комплекс?

- И не раз! Ассоциация заповедников и музеев на протяжении многих лет ходатайствовала перед органами власти о музеефикации уникального памятника истории, архитектуры и садово-паркового искусства. В прошлом году я написал обстоятельное письмо министру культуры Российской Федерации Ольге Любимовой. Привёл исторические данные, факты, свидетельствующие об огромном общественном интересе к этому комплексу. По мнению специалистов музейной сферы, его посещаемость могла бы достичь за два-три года уровня Ливадийского дворцово-паркового музея-заповедника. И это обеспечивало бы его деятельность на условиях самоокупаемости и самофинансирования, увеличивало бы поступления в бюджет. Отметил, что в Крыму накоплен необходимый опыт музеефикации подобного рода и уровня объектов, имеющих огромную значимость для всей России, а не только Крыма. Наша ассоциация обратилась к министру с просьбой поддержать инициативу крымчан и предпринять необходимые шаги для передачи Юсуповского усадебного комплекса в сферу управления Министерства культуры РФ для дальнейшей его музеефикации.

- И каким бы же был ответ министра?

- Ответил нам временно исполняющий обязанности директор Департамента музеев и внешних связей Н. В. Чечель.
Я бы назвал это отпиской. Приведу дословно: «Департамент музеев и внешних связей Минкультуры России рассмотрел ваше обращение по вопросу музеефикации Юсуповского дворцово-паркового комплекса и в части своей компетенции отвечает. Благодарим вас за возможность ознакомиться с копиями документов по истории этого уникального объекта культурного наследия. Передача данного комплекса в ведение Минкультуры России не планируется». Думаю, из ответа никто не поймёт, из какой «части компетенции» он вытекает…

- Но жирная точка поставлена?

- Я бы так не сказал. Думаю, правление Ассоциации согласится со мной, что надо выходить с этим вопросом на администрацию президента. Положительное решение только поднимет авторитет этого ведомства.

Владимир ПЕТРОВ.