Человек-песня, человек-легенда

Памяти звёздного гостя

25 Июнь 2022 1074
Фото из архива семьи Юрия Богатикова.
Фото из архива семьи Юрия Богатикова.

Так называют народного артиста СССР и Украины, кавалера ордена Украины «За заслуги» трёх степеней, заслуженного деятеля искусств АРК Юрия Богатикова, 90-летие которого отметили его родные, коллеги, общественность.

Заслуженный шахтёр, почётный гражданин Ялты, Славянска и Крыма был поистине всенародным любимцем. Ему восторженно, часто стоя, аплодировали седовласые защитники Отечества, и все, впитавшие с молоком матери нравственные идеалы, взращённые в русском человеке веками. Он пел созданное поэтами и композиторами для нас и о нас, вкладывая в каждое произведение частичку своей души. И зал замирал, внимая чистому голосу, откликаясь сердцем и мыслями на песни, в которых история и душа народа.

И в его юбилей мы не только вспоминаем о славном творческом пути выдающегося певца, но в очередной раз объясняемся в любви сошедшему с земного круга двадцать лет назад, но не покинувшему нас человеку.

Вспоминаем его добрые дела, коих немало. Среди них замечательные фестивали, объединявшие молодых и юных вокалистов «Крымские зори», «Песни моря», «Новые имена Крыма», задуманные и проводимые им с блеском, открывавшие таланты, помогавшие им идти по широкой творческой дороге.

Нет сомнения, что помнят его и далеко за пределами некогда большой страны - в Венесуэле, Венгрии, Германии, Италии, Китае, Корее, Перу, Польше, Франции и других странах, где каждое его выступление тонуло в шквале аплодисментов.

Не часто сегодня услышишь в эфире песни, ставшие визитными карточками «парня из донецкой степи» - «Спят курганы тёмные», «Давно не бывал я в Донбассе», «Прощайте, скалистые горы», «С чего начинается Родина?», «Если бы парни всей земли», «Россия», «Не остуди своё сердце, сынок», «Весна сорок пятого года». Но они остались с нами.

В одном из наших разговоров Юрий Иосифович сказал, что не считает песню только искусством: «Нам песня строить и жить помогает» - вовсе не пафосные слова. Во всяком случае, те, которые я пою. Потому что в них - философская глубина и мягкая нежность, душевный порыв и мудрая рассудительность. Спасибо их авторам». А я бы продолжила: «И вам, потому что исполняются вашей душой и вашим неповторимым голосом». Недаром же окрестили его в народе Маршалом песни.

Считая себя сыном большого Отечества (и будучи таковым), Юрий Иосифович очень тяжело переживал распад страны. Со слезами на глазах пел: «Я сегодня живу за границей, не покинув страны…». Его боль и тоску разделяли тысячи людей в разных уголках страны, крымчане, разноголосые предки которых жили здесь в мире и согласии, трудились, и оставили потомкам щедро плодоносящие сады. Они были уверены, что заложенного ими хватит на многие века. «Разве могли они предполагать, какой наступит раздрай на благословенной земле, где всегда хватало мес­та представителям разных народов, разных вероисповеданий?» - воскликнул певец как-то в сердцах. И добавил: «Наверное, есть в этом и наша вина. Чего-то не доглядели, чему-то не противостояли. Он пытался противостоять происходящему своим оружием - песней.

Попав с Юрием Иосифовичем в 1997 году в посёлки Мирный и Новоозёрное, под Евпаторией, увидела воочию, во что была превращена бывшая крупнейшая база Черноморского флота России. Певец назвал «падением ниже ватерлинии» положение оставшихся не у дел жителей совсем недавно процветавших посёлков, в домах которых считанные часы горел свет, отопления не было вовсе, хлеб привозили не каждый день. Не забыть глаза людей, с которыми мы тогда встретились. В холодных, но заполненных до отказа клубах, люди подхватывали слова песен «Усталая подлодка», «Заветный камень», «Прощай, любимый город», «Севастопольский вальс». Пел весь зал, потому что в те времена эти слова знали все - от мала до велика. Могло ли быть по-другому, если эти песни - пласт истории народа? Богатиков был уверен: «У событий есть даты, начало и конец. У песен их нет. Они - душа исторического факта.

А душа не умирает».

Помню, как принимали его, уже смертельно больного, но собравшегося с силами и с голосом, в концертном зале московской гостиницы «Россия»: аплодировали стоя, долго не хотели отпускать со сцены. Надо было слышать, как исполнял он песню на стихи Андрея Дементьева с выстраданными и поэтом, и певцом словами: «Не мелели бы души, как речки с годами, потому что душа постоянно в цене». После выступления с сияющими счастьем глазами Юрий Иосифович выглядел помолодевшим лет на десять.

Не дожил до светлого дня друг украинцев, русских, грузин, латышей, казахов и киргизов, крымских татар и татар поволжских, всех без исключения народов некогда огромной страны, которую не просто любил, а был готов отдать за неё жизнь, и можно только представить себе, как бы радовался, что вновь оказались в родном Отечестве.

Его место никто не занял. Чарующий голос Богатикова навсегда с народом его Отечест­ва. Песни его вне времени и вне моды.

Слыша выстраданные им слова: «Есть любовь и печаль - остальное ложь», будем хранить память о достойном человеке, слушать песни, в которых он продолжает жить. «Эй, музыканты, /сил не жалейте./Радость до края /в сердце налейте.., /Пусть подпоют нам /братья по классу, /В ногу шагая /маршу согласно. /Служат во славу /Родине нашей /С новыми вместе /старые марши».

В «Старом марше» он пел и о себе, и о будущей счастливой жизни, которую видел в мечтах. Пел с уверенностью, что она наступит, что по-иному в России быть не может.

И вселял в нас эту уверенность.

Мы ходим мимо памятника ему, смотрим в небо, где есть звезда его имени, и ощущаем рядом его живой облик. «Я - русский сын украинского народа и интернационалист по духу», - говорил Богатиков. - Горжусь своей принадлежнос­тью по материнской линии к знаменитому роду Рылеевых, подаривших России поэта, мыслителя, патриота. И работягами нашего рода горжусь не меньше. Шахтёром отцом, педагогом мамой».

Он стал неотъемлемой частью нашей культуры. Войдя в золотой фонд отечественной эстрады, песни его не утратили своего художественного и воспитательного значения и вряд ли утратят. Скорее, всколыхнётся их популярность, сгонит чистой волной нынешнюю гламурную грязную пену.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.