Юрий Чернов: Гуляю по эпохам на экране и на сцене

Звёздный гость

11 Июнь 2022 1132
Юрий Чернов с юными зрителями на «Солнечном острове». Фото Виктории СЕРЕБРЯНСКОЙ.
Юрий Чернов с юными зрителями на «Солнечном острове». Фото Виктории СЕРЕБРЯНСКОЙ.

Народный артист России, популярный актёр театра и кино в Крыму - желанный гость. А для него, как признался Юрий Николаевич, наш полуостров - место, где он отдыхает душой. А его с восторгом принимают и юные, и взрослые на кинофестивалях в «Артеке» «Алые паруса» и в Евпатории на «Солнечном острове». На улице его узнают с тех самых пор, когда на экраны вышел фильм «Доживём до понедельника», где у парня была не главная, но запоминающаяся роль - шалопая и двоечника Сыромятникова.

- Юрий Николаевич, что помогло в этой роли быть таким убедительным, вызывая симпатию к обаятельному разгильдяю? Неужели сами таким были в школе?

- Для меня главным было в Сыромятникове не его поведение, а суть характера - доброта. Сам я ни двоечником, ни разгильдяем не был, учился прилично, даже никогда не списывал, понимая с детства, что в жизни надо рассчитывать только на себя. Склонность к актёрству была: постоянно кого-то изображал. Это было как-то помимо меня, и окружающие стали меня назвать артистом.

- Судя по тому, что способный, но провинциальный парнишка рванул не куда-нибудь, а в столицу, он был амбициозным?

- Я бы так о себе не сказал. Просто решил, что учиться надо только в Москве. Вот и подал документы во все столичные театральные вузы. И во всех с треском, что называется, провалился. По воле случая, попал в эстрадно-цирковое училище. Окончил отделение клоунады и эстрады. Позже понял справедливость поговорки «Всё, что ни делается, - к лучшему». Прошёл очень нелёгкую, но такую нужную школу! Научился играть на многих музыкальных инструментах так, что меня стали называть «человеком-оркестром». Получил навыки фехтования, верховой езды. До сих пор, в свои уже не юные годы, могу легко кувыркнуться и ходить на руках.

- Но цирковым вы не стали?

- Так случилось, о чём не жалею. Все наши студенты тогда зарабатывали на хлеб насущный в массовках на «Мосфильме». Меня заметила ассистентка режиссёра Станислава Ростоцкого и пригласила на пробы фильма «Доживём до понедельника». Вошёл, и первое, что услышал от великого режиссёра: «Это же наш Сыромятников!». Так без проб и взяли.

- И как вы себя чувствовали в компании с не просто опытными - знаменитыми актёрами?

- Прекрасно! Режиссёр и актёры создали удивительную атмосферу! Вячеслав Тихонов, Ирина Печерникова, Нина Меньшикова, на которых мы смотрели, как на божества, помогали во всём мне, студентам ГИТИСа Ольге Остроумовой и Игорю Старыгину, старшеклассникам московских школ, которые играли наших одноклассников. В Иру Печерникову мы все были откровенно влюблены. Остальных просто боготворили!

- Почему потом долго не появлялись на экране?

- От него быстренько отвадило руководство циркового училища, поставив условие: либо учёба, либо кино. И я решил завершить начатое, а уж потом определяться, чем дальше заниматься. Пожалел только один раз об этом решении. Когда пришлось отказаться от роли Петрухи в ставшей культовой, как теперь говорят, картине Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни». Роль ведь будто для меня написана: легко мог бы Луспекаеву подыграть на гитаре, подпеть. Увы… Потом, уже работая в филармонии на протяжении пяти лет, изредка появлялся в крошечных эпизодах, как, например, балалаечника в комедии Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию».

- И с чего же началось возвращение в кино?

- С главной роли в картине Сергея Юткевича «Маяковский смеётся» - Пьера Присыпкина. Благодаря моим партнёрам Галине Волчек, Ие Саввиной, Леониду Броневому, Алексею Каплеру фильм получился не просто ярким, а в духе великого поэта. И стал для меня этапным: получив приглашение в Московский театр миниатюр, не задумываясь оставил филармонию ради сцены, на которой главным действующим лицом был художественный руководитель, блистательный конферансье, режиссёр, педагог Борис Брунов. Тогда же и в ГИТИС поступил, сделав окончательный профессиональный выбор.

- Не смущает череда ролей второго плана в кино?

- Нисколько! «Королём эпизода» не только меня называли, но и Михаила Пуговкина. Даже великая Фаина Раневская блистала не только в главных ролях. Зрители по сию пору на встречах вспоминают меня, как папу Сыроежкина в «Приключениях Электроника», шофёра Николая в сериале «Цыган», санитара Зубкова в комедии «Баламут», писаря Чумичку в сказке «Там, на неведомых дорожках», бандита по кличке Корыто в психологическом детективе «Из жизни начальника уголовного розыска». Зато в театре у меня другое амплуа. В серьёзных ролях выходил на сцену «Театра Луны» и выхожу в Школе современной пьесы - в «Бешеных деньгах», «Чайке», «Свадьбе в Малиновке», «Лисистрате», «На трубе», «Дом», «Подслушанное. Подсмотренное. Незаписанное», «Всё тут», «Задняя часть слона». Кино нового века не обхожу стороной. Снялся в сериалах «Детектив по-русски», «Усадьба», «Ловушка для полтергейста», «Главный калибр», «Воротилы. Быть вместе», в фильмах «Адель», «Новые времена, или Биржа недвижимости», «Сатисфакция», кстати, и у вас здесь снималась.

- В Крыму часто работали?

- Почти все сказки здесь снимались: «Там, на неведомых дорожках «, «Раз, два, горе не беда», «После дождичка в четверг», один из первых сюжетов «Фитиля» режиссёр Исаак Магитон, бессменный в течение всех лет существования артековского фестиваля председатель детского жюри, здесь снимал. Я вообще сказки очень люблю. Жаль, что их сейчас не снимают: дорогое удовольствие, говорят, и совсем не прибыльное. Вообще ушли добрые детские фильмы с экрана. С этим трудно примириться. Забыли мы, что воспитывать надо добротой, романтикой. Нынче что ни фильм - стрельба, кровища, взрывы, катастрофы. Куда такое годится? Даже в детских фильмах - убийства и насилие. Меня это очень расстраивает.

- За что особенно любите свою нелёгкую профессию?

- За возможность «погулять» по эпохам: сегодня играю современного человека, а завтра мне клеят бороду и усы - становлюсь чеховским Сориным, послезавтра стану каким-нибудь сказочным героем вроде Водяного.

- Такое впечатление, что у вас не бывает плохого настроения. Из чего черпаете очередные порции оптимизма?

- Из жизни. Мне жить интересно и весело, вот и стараюсь подавать пример другим. Никому не советую на себя тоску нагонять: уныние ведь тяжкий грех. Давайте все помнить об этом.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.