Пора спасать!

Экология

25 Май 2022 422
Редкие виды животных и птиц всё чаще становятся жертвами человеческой жадности.
Редкие виды животных и птиц всё чаще становятся жертвами человеческой жадности. Фото из открытого источника.

Крым - один из центров мирового биоразнообразия. К такому выводу мировое учёное сообщество пришло ещё в 70-е годы прошлого века. На крошечном полуострове природа собрала более 10 тысяч видов животных и около 2,5 тысячи видов растений. Одних только диких пчёл у нас свыше 500 видов, и 45 - дикой орхидеи. Но вот надолго ли с нами это богатство?

Тотальное уничтожение

Крымские учёные уже не первый год бьют тревогу: на полуострове идёт прямое уничтожение целых видов. В конце прошлого года, например, был случай настолько вопиющий, что имел резонанс на государственном уровне. Около ста особей дрофы погибли, потому что фермеры Первомайского района не заделали в норы, как требуется по технологии, отравленное зерно, используемое для уничтожения полевых мышей, а просто высыпали его на поле. Может показаться, что сотня умерших птиц - не большая трагедия. Однако эта численность равна трети всей тарханкутской популяции дроф. Минприроды республики инициировало расследование по поводу случившегося, но если оно и привело к каким-то результатам, их пока не обнародовали.

Критическая ситуация с популяцией барсука - за последние несколько лет она сократилась в несколько раз из-за браконьерства. К сожалению, краснокнижное животное в Крыму толком не охраняется.

- Разнообразие видового сообщества исключительно важно - оно не позволяет какому-то одному виду давать вспышки численности, - комментирует профессор кафедры экологии и зоологии Таврической академии КФУ им. В. И. Вернадского Сергей Иванов. - Когда этот баланс нарушается, в Крыму начинаются нашествия комаров, божьих коровок, саранчи и так далее. Уже несколько лет подряд все удивляются, почему в море стало так много медуз. Всё просто: мы выловили рыбу, мальки которой поедали личинки медуз, сдерживая таким образом их численность. Беда в том, что не соблюдаются нормы вылова, процветает браконьерство. В нас сидит сознание, что природа - не храм, а мастерская, и человек в ней - работник. Пора менять своё отношение.

С учётом природы

Ещё в 2010 году большая группа специалистов составила схему территорий полуострова, имеющих высокую ценность с точки зрения биоразнообразия. В неё вошли особо охраняемые природные территории, природоохранные зоны и экологические коридоры. Образованная этими участками сеть занимает около 30% территории республики.

- Эта схема планировалась как основа для сохранения биоразнообразия Крыма. Но поскольку в российском правовом поле отсутствует понятие экологической сети, работа зависла и сегодня никак не реализуется, - рассказывает биолог, зампредседателя Крымской республиканской ассоциации «Экология и мир» Андрей Артов. - Сейчас мы пытаемся донести до членов правительства республики и Государственного Cовета необходимость ввести эту схему в правовое поле региона на уровне субъекта федерации. Важно, чтобы она легла в основу стратегии социально-экономического развития и схемы территориального планирования.

Специалисты считают недопустимым то, что в стратегии социально-экономического развития Крыма не учтена необходимость сохранения биоразнообразия. Между тем этот вопрос должен стать одним из приоритетных для Крыма, ведь речь идёт о богатстве не только в абстрактном, но и в самом буквальном смысле. Во всём мире давно научились хорошо зарабатывать на экологическом и научном туризме - у нас в этом направлении пока делаются лишь первые и достаточно неуверенные шаги.

- Как вариант, мы предлагаем разработать региональную программу сохранения биоразнообразия, - говорит Андрей Артов. - Соответственно каждая подпрограмма - по водному хозяйству, агропромышленному комплексу, транспорту и так далее - должна быть доработана таким образом, чтобы она либо вообще не влияла на биоразнообразие, либо влияние было минимальным. Сейчас особенно проблемные участки - это побережье, испытывающее высокую хозяйственную нагрузку, остатки степи, которую продолжают распахивать, и речные экосистемы, которые либо благоустраивают, либо используют для слива сточных вод. Например, Салгир ниже села Укромного, где находится точка сброса жидких отходов, и практически до самого Азовского моря - это, по оценкам гидрогеологов КФУ, полумёртвая, а местами полностью мёртвая зона.

Однако силами одного только учёного сообщества разнообразие видов спасти вряд ли удастся, говорят специалисты. Всё зависит от жителей полуострова. Одной из ключевых проблем является то, что большинство крымчан не осознаёт ценность дикой природы своего региона.

Власти вряд ли начнут заботиться об экологии и сохранении биоразнообразия, пока не появится соответствующий социальный заказ. Кстати, в Крыму такой прецедент уже есть. Когда власти выделили часть территории вокруг Ойбурского озера в Сакском районе под строительство инкубатора для выращивания мальков креветки, местные жители возмутились и потребовали создать в этом месте ООПТ. Борьба за организацию особо охраняемой территории заняла два года, но люди добились своего.

Елена ЮМАНОВА.