«Бессмертный полк»

10 Май 2022 773

Он вновь пройдёт по улицам России, чтобы те, кому мы обязаны Победой, жизнями, могли взглянуть на мир сегодняшний… Хотя, наверное, не так: они с небес всегда смотрят на нас, радуются, огорчаются, но всегда хранят - такая у героев привычка-судьба - беречь Родину и потомков. А в «Бессмертном полку» пройдут, чтобы мир увидел их лица, глаза, улыбки… Запомнил навсегда. Мы не можем рассказать обо всех героях - газеты не хватит, и не знаем, будут ли их фото в «Бессмертном полку». Просто вспомним некоторые имена тех, кому, как в той песне Евгения Аграновича «хоть им нет 25 - трудный путь им пришлось пройти». А фото… наверное, правильно, если в память о каждом из героев будет алое знамя, что 30 апреля 1945-го Мелитон Кантария, Михаил Егоров и Алексей Берест установили над поверженным рейхстагом. Знамя Победы, в которой есть частичка каждого, кто верил в неё.

Геннадий Романов гордится мамой Юлией Романовой, участницей Керченско-Фео­досийского десанта. Она родилась в 1921-м, семья была многодетной, рано оставшейся без папы. Чтобы помочь маме, девушка в 13 лет пошла работать учётчицей на медеплавильный комбинат, а вечерами училась в школе рабочей молодёжи. В судьбе секретаря комсомольской организации комбината две войны - на первую, с белофиннами, по примеру брата-лётчика, ушла добровольцем. На Великую Отечественную призвали со второго курса Ленинградского университета. В составе 44-й армии участвовала в первой попытке освободить Крым в конце 1941-го. Но Крымский фронт тогда, увы, потерпел поражение. Девушке чудом удалось выжить.

И вновь бои, уже в составе военной контрразведки СМЕРШ. И освобождение полуострова в 1944-м, где у станции Старый Крым вытаскивала раненых из разбомблённого фашистами санитарного эшелона. Обгорела - спустя 20 лет кровь её, обожжённой, спасла жизнь маленьким ялтинцам, что тоже получили ожоги, в мирное время. Наша 24-летняя героиня Победу встретила в Румынии, награждена орденом Отечественной вой­ны, медалями. По словам сына, Юлия Константиновна, ушедшая в вечность в 1990-м, была очень доброй, отзывчивой, скромной - она всегда в его душе.

В семье Ирины Мордвиной хранят память о ребятах героях из Симферопольской подпольной организации - им и 20 на момент гибели не исполнилось. Женя Семняков - дядя читательницы, смотрит с фотокарточки уже на внучатых племянников - навсегда десятиклассник. Он, Боря Хохлов и Коля Долетов, не могли оставаться в стороне от борьбы с врагом, тем более что отцы тоже воевали, кто-то на фронте, а Женин - Георгий Саввич - в партизанском отряде. Надёжные ребята, многие одноклассники, подобрались быстро, появилась организация, листовками вселявшая в горожан веру в Победу, а фашистам досаждавшая диверсиями - Женя, как раз за них и отвечал. И очень просил маму Анну Семёновну не волноваться за него. Увы, не дожили большинство подпольщиков до освобождения, нашлись предатели, - первым погиб Сеня Кусакин - сожжён заживо, Бориса затравили собаками. Колю, Владлена Ланского, Зою Рухадзе, Шамиля Семирханова - расстреляли. Погибли Зоя Жильцова, Лёня Тарабукин, Игорь Носенко, Володя Дацун, Юра Рожков, Володя и Лёня Боронаевы, Володя Соколов, Люся Сероичковская, Вера Гейко… Борис Еригов погиб уже на фронте - под Берлином… Теперь в память о некоторых, в том числе, наконец, и о Жене Семнякове, названы улицы Симферополя. И памятник партизанам и подпольщикам неподалёку от того места, где стараниями парня взорвана автобаза фашистов.

Не исполнилось 20 и Сергею Каёткину, что, не случись война, стал бы знаменитым художником - один из талантливых учеников Николая Самокиша. Но на память о парне в семье племянницы Елены Каёткиной (её отец Вячеслав - фронтовик, к счастью, узнавший о победе) осталась только фотокарточка героя, что парень прислал родителям Анне и Николаю после начала срочной службы на границе с Польшей. Гордился, что пограничник, защитник. Тогда ведь о войне старались не думать - пакт о ненападении… Но самые первые кровопролитные бои 22 июня 1941-го случились именно там. Больше о судьбе Сергея родные ничего узнать не смогли.

Валентин Сычёв на фронт ушёл добровольцем в 17 лет. Оборонял Москву, воевал за Сталинград, освобождал Европу. Два ордена Отечественной войны, ордена Красной Звезды и Александра Невского и тяжёлое ранение незадолго до победы. А после войны стараниями героя расцветали сады - директор отделения Никитского ботанического, а главное, найдена могила, восстановлены имена освободителей Сарабуза (Гвардейского).

В День Победы Александ­ре Андреевой исполнилось 23 года (в этом году - 100). Медаль «За отвагу» и орден Красной Звезды - награды комсомольского вожака 4-й партизанской бригады народных мстителей полуострова. Она, девчонкой, осталась без мамы, а война отняла у неё маленькую дочь и мужа - лётчика Илью Цыпалыгина, и многих друзей в Елани, где работала в госпитале, в крымских лесах, где было немало боёв. В одном, 8 апреля 1944-го, тяжело раненная, всё сжимала гранату и шептала, что в плен не сдастся. К счастью, героиня выжила, дождалась салюта Победы и много лет возглавляла Крымское братст­во народных мстителей.

На фронт Вил Уразбахтин попал в 18, летом 1944-го, - после военного училища, хотя рвался сражаться с 15 лет, но отказали - мал. Освобождал Украину, Европу, форсировал Дунай, получив тяжёлое ранение в боях за Будапешт. Орден Красной Звезды, медали и почти полвека работы в школе - ученики до сих пор вспоминают уроки героя, полные доброты и мужества.

В 18 лет Иван Робак заслужил свою первую награду - орден Славы: в боях на подступах к Севастополю уничтожил две пулемётные точки противника, мешавшие нашей пехоте. Ему, рано оставшемуся без мамы мальчишке из многодетной семьи, выпало подростком пережить оккупацию, бежать из концлагеря. Попав на фронт в составе 51-й армии, освобождал Крым, Украину, Белоруссию, Прибалтику, Европу, заслужив второй орден Славы… Позже герой вернулся в спасённый им и товарищами Симферополь, возводил многие здания, служа уже мирному времени.

«Хоть им нет 25 - трудный путь им пришлось пройти./ Это те, кто в штыки поднимался, как один,/ Те, кто брал Берлин…». Нашим героям не удалось встретить Победу в Берлине, но они сделали всё, чтобы она наступила. И в Красном знамени на рейхстаге есть частичка и их крови и мужества.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.