Праздник на пороге

28 Декабрь 2021 1551
Дореволюционная новогодняя открытка - талисман крымской семьи.
Дореволюционная новогодняя открытка - талисман крымской семьи. Фото автора.

Да, он уже буквально подходит к нашим домам: днём радует ароматом хвои с ёлочных базаров, вечерами светится гирляндами в окнах, суетится в продуктовых магазинах и завороженно заглядывает на витрины с подарками. Совсем немного и наступит Новый год. А вы знаете, что 1 января наша страна встретит его одновременно и в 322-й и в 86-й раз? Вот такие вот мы уникальные: первая дата - по велению Государя Всея Руси Петра Первого, а вторая - формально по предложению секретаря ЦК партии Павла Постышева, а официально - не без одобрения главы СССР Иосифа Сталина. А ещё в этом году 100 лет как 1 января стало выходным, 95 - как перестало быть таковым и 75 - как снова «обозначилось» на календаре красным цветом.

Запретить - разрешить

Изначально в Древней Руси Новый год встречали либо 1 марта, когда землепашцы выходили на поля, либо 22-го - в день весеннего равноденствия. А вот после крещения государства князем Владимиром Святославовичем в 988-м, праздник перенесли по Византийскому календарю на 1 сентября - когда работы в поле оканчивались урожаем. Впрочем, русский народ, как обычно, отличался, празднуя дважды: официально - осенью, по привычке - в марте. В конце XV века Московский царь Иван III повелел праздновать только 1 сентября, в этот день в Кремле под колокольный звон проходили шествия

«О начатии нового лета». Спустя век молодой государь, будущий Пётр Великий, повелел вести летоисчисление не от сотворения мира, а от Рождества Христова и праздновать Новый год 1 января. Причём прилюдно, с ёлкой, с кострами на улицах, пушечной стрельбой, фейерверками, самый грандиозный устроили в ночь на 1 января 1700-го на Красной площади. Гуляла столица почти неделю - до крестного хода 6 января. И повторялась традиция новогоднего веселья уже в Российской империи, где, раз за разом, появлялись новшества - Дед Мороз, Снегурочка, открытки, золочёные орешки, бусы и банты со свечами на еловых ветках... Но сменилась политическая эпоха, постепенно праздник оказался под запретом.

- Многие думают, что возник он сразу после Октябрьской революции 1917-го, но на самом деле - позже, - рассказывает историк Игорь Павленко. - Ещё в 1919-м (уже по новому стилю) вождь Владимир Ленин устраивал детям новогоднюю ёлку в Сокольниках, а спустя год появилась агитка-плакат, где Владимир Маяковский предлагал выбирать: либо «деникино-антантовская (Антон Деникин - лидер Белого движения страны и Антанта - военный союз России, Великобритании и Франции. - Ред.) ель с цепями, либо РСФСР, где земля - крестьянам, фаб­рики - рабочим». Вообще, в условиях Гражданской войны было особо не до праздника, но хоть веточку хвои люди старались в дом принести - с надеждой на лучшее. И даже 1 января официально стало выходным днём - с 1922-го. А потом пришёл 1926 год, появился Союз безбожников и Рождество отменили: «Новолетие считать с 7 ноября, а летоисчисление в советской республике вести с 1917-го - 1-го года коммуны». Спустя год 1 января стало рабочим: «Эксплуататорские классы пользуются «милой» ёлочкой и «добрым» Дедом Морозом, чтобы сделать из трудящихся слуг капитала. Дадим этому решительный отпор». Правда, люди всё равно приносили домой веточку хвои, но уже украдкой, чтобы не посчитали «контрой».

Возрождение празднования Нового года случилось со статьи в главной газете «Правда» 28 декабря 1935-го, на следующий день, кстати, её перепечатал и наш «Красный Крым» (как в те годы называлась «Крымская правда»). «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!» - предлагал секретарь ЦК ВКП(б) Украинской ССР Павел Постышев. «В дореволюционное время буржуазия всегда устраивала на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую разноцветными огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики, ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки, которая является прекрасным развлечением для детей, положить конец. Комсомольцы, пионер-работники должны под Новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах - везде должна быть детская ёлка. Не должно быть ни одного колхоза, где бы правление вместе с комсомольцами не устроило бы накануне Нового года ёлку для своих ребятишек. Горсоветы, председатели районных исполкомов, сельсоветы, органы народного образования должны помочь устройству советской ёлки для нашей великой социалистической Родины. Организации детской новогодней ёлки наши ребятишки будут только благодарны. Уверен, что комсомольцы примут в этом самое активное участие и искоренят нелепое мнение, что детская ёлка является буржуазным предрассудком. Давайте для детей устроим хорошую советскую ёлку во всех городах и колхозах».

- И уже в следующем номере газета отрапортовала, что по стране готовятся тысячи ёлок, - продолжает историк. - Народ потянулся в леса, чтобы выбирать самые пушистые деревца, активно клеились бумажные цепочки-гирлянды и подбирались Деды Морозы со Снегурочками. Конечно, без одобрения главы государства Иосифа Сталина возрождения праздника и не было бы: многие считают, что так он хотел и своих детей порадовать, 14-летнего Василия и 9-летнюю Светлану, что остались без мамы Надежды Аллилуевой, рассказывавшей им о дореволюционных ёлках.

С тех пор празднование Нового года в стране, даже уже лишившейся статуса Советской, продолжается.

И в Великую Отечественную люди поздравляли друг друга с Новым годом, желая, чтобы он стал победным.

А в архиве нашей газеты сохранилась заметка о том, как в осаждённом Севастополе «во всех бомбоубежищах города по инициативе горкома комсомола идут приготовления к устройству новогодних ёлок для детей. Бомбоубежище, где комендантом товарищ Михайлова, получит ёлку с передовых позиций от н-ской воинской части, заказы для которой выполняет пошивочная мастерская убежища.

В этом убежище, кроме ёлки, организуется новогодний вечер самодеятельности. На ёлки в городе громадный спрос, и первая партия, доставленная колхозниками Золотой балки, раскуплена по пути на рынок». А спустя два года после Победы, в 1947-м, первое января вновь стало выходным.

Открытка-талисман

В наши дни новогодние открытки, отправляемые по обычной почте, увы, всё чаще становятся редкостью: мобильные технологии со смайликами-улыбочками заменили рукописное «живое» общение. А раньше в России, в Советском Союзе, новогодняя открытка была в чести. В коллекции новосибирца Александра Лутковского есть и дореволюционные, и первые советские (их выпустили в 1938-м - люди на фоне Кремля и красных звёзд), и военные (красноармейцы, танки на фоне Кремля; мальчик-парашютист, 1945 год, спускающийся с самолёта Деда Мороза, вручает солдату еловую веточку), и более поздние с добрыми рисунками Владимира Зарубина, Владимира Четверикова, Святозара Русакова и Лидии Маниловой. Эпоха.

А в семье нашего читателя Игоря хранится открытка, которой в этом году - 110 лет: семейный талисман с надписью «Съ новымъ годомъ», ландышами и почтовой голубкой.

- «Дорогая Машенька!

С новым годом и Светлым Рождеством Христовым!

Я люблю вас, будьте моей женой», - это написал из Мос­квы в Крым мой прапрадед Иван, - рассказывает читатель. - Они были знакомы с детства, здесь, в Симферополе, сын богачей и дочь прислуги. К счастью, их родители не противились любви, сыграли свадьбу в 1913-м, когда парень вернулся из Москвы, где учился в университете, а девушка ждала его здесь, по традиции вышивая приданое и, благодаря будущим родственникам, обучаясь в женской гимназии. Ландыши на открытке - неслучайно - любимые цветы прапрабабушки, по семейному преданию, прапрадед пол-Москвы объездил в поисках именно такого изображения.

А через год открытка, с припиской женской рукой - «Возвращайся, любимый! Возвращайся живой!» отправилась с Иваном на фронт Первой мировой. И он вернулся, хоть и раненый. Говорил, что открытка с заветными строками берегла в боях с интервентами, позже - спасла в сражениях Гражданской войны. И появилась в семье традиция: в трудную минуту женщины отдавали открытку любви мужчинам, уходящим на защиту Родины.

- С этой открыткой в нагрудном кармане гимнастёрки на фронт Великой Отечест­венной ушёл их сын - мой прадед Игорь, а его внука - моего отца Сергея открытка хранила во время выполнения интернационального долга в Афганистане, - продолжает читатель. - И в прямом смысле спасла жизнь: он потерял её во время боя, потом упросил командира разрешить поискать ночью, нашёл, а когда вернулся, узнал, что их лагерь уничтожили душманы: не уйди за открыткой, тоже бы погиб. Не знаю, совпадение ли это, или открытка реально заговорённая, но всегда мужчинам из нашего рода строчки, написанные больше сотни лет любящей женщиной (к ним больше никто ничего не приписывал, просто раз за разом обводили выцветающие чернила), давали надежду на возвращение в дом, где их ждут. Теперь голубка с ландышами, что прилетела из Москвы в Крым к Новому году более века назад, хранит уже нас с женой. Талисман семьи.

А Новый год уже совсем близко. Пусть он будет доб­рым! А уходящему году: спасибо за уроки и время.

С наступающим, земляки.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.