Икры - меньше, горошка - больше

Обзор главных экономических событий недели

28 Декабрь 2021 1011
Сладости - обязательный компонент новогоднего угощения. К счастью, за год цены на них выросли незначительно. Фото: Анны Кадниковой
Сладости - обязательный компонент новогоднего угощения. К счастью, за год цены на них выросли незначительно. Фото: Анны Кадниковой

Новогодние праздники - время, когда хочется побаловать себя и близких самым лучшим и вкусным. Увы, темпы инф­ляции на фоне практических не увеличивающихся доходов большинства граждан заставляют отказаться от излишеств, чтобы уложиться в имеющийся бюджет. Сервис для аналитики и прогнозирования на основе искусственного интеллекта ETNA предсказал, как россияне отметят Новый год и что намерены купить к праздникам.

Расходы на угощение

Сервис изучил более 100 млн. чеков за последние три года. Выяснилось, что с 2019-го жители России снижают траты на алкоголь в преддверии новогодних праздников. По прогнозам сервиса, в нынешние зимние каникулы граждане потратят на спиртное в среднем на 13,5% меньше, чем в прошлом году.

В частности, расходы на главный новогодний напиток - шампанское - снизятся на 30% по сравнению с 2020-м. Между тем средний чек на вино вырастет на 19% - согласно статистике чеков, в 2021 году россияне стали покупать вино чаще и платить за него больше, чем раньше. Внезапно наши люди полюбили виски - расходы на этот напиток в период новогодних покупок выросли на 13%.

Касательно продуктовых позиций, ETNA отмечает, что продажи зелёного горошка ежегодно растут на 15%, майонеза - на 10%. При этом, согласно полученным данным, в нынешние праздники граждане не планируют массово закупаться икрой, как было в прошлые годы.

Тем временем Крымстат подсчитал, во сколько обойдётся покупка наиболее популярных «праздничных» продуктов жителям республики.

«Стоимость набора продуктов и напитков для новогоднего стола для семьи из четырёх человек в Крыму в этом году составила 7528 рублей, - говорится в сообщении управления статистики. - По сравнению с прошлым годом она выросла на 639 рублей, или на 9,3%. В «новогоднюю корзину» вошли овощи и фрукты, мясопродукты, рыба, икра, сыр и сливочное масло. Все товары за год существенно прибавили в цене. Стоимость кондитерских изделий и безалкогольных напитков не слишком изменилась, а алкоголь даже немного подешевел».

Обрадоваться заранее

Между тем Минсельхоз РФ сделал прогноз о том, как изменятся цены на продукты в наступающем году. Из доклада следует, что стоит ожидать подорожания пшеничной муки, хлеба и подсолнечного масла.

«Цены производителей на муку ко 2 февраля могут вырасти на 2,9% по сравнению с ноябрём. В рознице она, вероятно, подорожает на 3,7% - до 47 рублей за килограмм, - говорится в документе. - В итоге увеличится стоимость хлеба. Цена продукции у изготовителей вырастет на 1,9%, до 52,4 тыс. рублей за тонну. То есть, буханка в 700 граммов будет стоить почти 37 рублей. Цена на хлеб в магазинах может вырасти на 2,1%: стоимость буханки в магазине в феврале составит 43 рубля».

Ожидается, что цена на подсолнечное масло у производителей к 26 января вырастет на 1% по сравнению с ноябрьской, в магазинах - на 2,2% - до 137,4 рубля за килограмм.

Отходы - под колёса

В России планируют массово использовать мусор для строительства федеральных дорог. Соответствующий меморандум подписали Российский экологический оператор (РЭО) и Росавтодор. Согласно документу к 2030 году применение отходов в строительстве дорог должно достичь 30%.

«В рамках федерального проекта «Экономика замкнутого цикла» мы проведём комп­лексную работу для создания условий использования вторичных материальных ресурсов, - уточнил генеральный директор РЭО Денис Буцаев. - В строи­тельстве будут применяться резиновая крошка из утилизированных шин, компост из образующихся пищевых отходов, вторичные полимеры и другие вторресурсы. С технической и природоохранной точек зрения они должны использоваться таким способом, чтобы не ухудшать эксплуатационные и экологические характеристики автомобильных дорог».

В Росавтодоре сообщили, что использование вторсырья - актуальное направление повышения экономической эффективности дорожной деятельности и вместе с тем - улучшения экологии. Как показывает зарубежный опыт, при строительстве дорог может быть использовано до 80-90% вторресурсов. При этом себестоимость строительства автотрасс снижается на десятки процентов.

Елена ЮМАНОВА.