Карты на столе, господа

А если только доброго слова будет недостаточно...

23 Декабрь 2021 1657
Президент России Владимир Путин с министром обороны Сергеем Шойгу в ходе посещения тематической выставки, посвящённой расширенной коллегии Минобороны России.
Президент России Владимир Путин с министром обороны Сергеем Шойгу в ходе посещения тематической выставки, посвящённой расширенной коллегии Минобороны России.

Выступая на ежегодном расширенном заседании коллегии Министерства обороны Российской Федерации во вторник, глава государства дал понять, что позиция России определена чётко и попытки заболтать мирные предложения будут расцениваться как отказ. Так что «партнёрам» придётся определяться.

«Нам нужны долгосрочные, юридически обязывающие гарантии. Ну, мы-то с вами их хорошо знаем: и этому нельзя верить, никаким юридическим гарантиям, потому что Соединённые Штаты легко выходят из всех международных договоров, которые им по той или иной причине становятся неинтересны - легко, объясняя чем-то или вообще ничем не объясняя, как это было с договором по противоракетной обороне, по открытому небу - нет, и всё. Но хоть это, хоть что-то, хоть юридически обязывающие договорённости должны быть, а не устные заверения. Цену таким устным заверениям, словам и обещаниям мы хорошо знаем, - подчеркнул президент России на расширенном заседании коллегии Минобороны. - То, что сейчас происходит, та напряжённость, которая складывается в Европе, - это их вина. На каждом шаге Россия была вынуждена как-то отвечать, на каждом шаге ситуация постоянно ухудшалась, ухудшалась, ухудшалась - деградировала и деградировала. И вот сегодня мы в такой ситуации, когда вынуждены что-то решать: мы же не можем допустить развития ситуации, о которой я сказал. Что, это непонятно что ли кому-то? Должно быть понятно. Иногда задаёшься вопросом: а зачем они это всё делали в тех условиях? Непонятно.

Я думаю, что от эйфории в связи с победой в так называемой холодной войне или с так называемой победой в холодной войне и из-за неправильной, неверной оценки ситуации на тот момент времени, неграмотного, неправильного анализа возможных вариантов развития ситуации - из-за этого. Других причин просто нет. Хочу вновь подчеркнуть: мы не требуем для себя каких-то особых, эксклюзивных условий. Россия выступает за равную и неделимую безопасность на всём евразийском пространстве. Разумеется, как уже отмечал, в случае продолжения явно агрессивной линии западных коллег мы будем принимать адекватные ответные военно-технические меры, на недружественные шаги жёстко реагировать. И, хочу

подчеркнуть, имеем на это полное право, имеем полное право на действия, призванные обеспечить безопасность и суверенитет России. Они-то, мы с вами хорошо знаем, под разными предлогами, в том числе с целью обеспечить свою собственную безопасность, действуют за тысячи километров от своей национальной территории, за тысячи. И, когда им мешает международное право и Устав ООН, объявляют это всё устаревшим, ненужным, а когда что-то соответствует их интересам, сразу ссылаются на нормы международного права, на Устав ООН, на международное гуманитарное право и так далее. Эти манипуляции надоели».

В свою очередь министр обороны Сергей Шойгу отметил наращивание американского военного присутствия у российских границ. В странах Восточной Европы размещены американские подразделения общей численностью около 8000 военнослужащих. На территории ФРГ воссоздано существовавшее до 1991 года командование огневого поражения, отвечавшее за применение ракет средней дальности, сформирована бригада, на вооружении которой планируется иметь различные системы ударного ракетного оружия. В Польше создаётся инфраструктура для размещения американской бронетанковой бригады, завершается создание противоракетного комплекса Aegis Ashore.

В Румынии на подобном объекте ПРО уже несётся боевое дежурство. Продолжается развёртывание тихоокеанского сегмента американской системы глобальной ПРО. Для контроля океанских коммуникаций в Северной Атлантике и Арктике в Норфолке создано объединённое командование НАТО. Сергей Шойгу также отметил, что США и НАТО целенаправленно увеличивают масштабы и интенсивность военных учений вблизи России. И всё чаще в них задействована стратегическая авиация, осуществляющая условные пуски ядерных ракет по нашим объектам. Кроме того, НАТО уделяет особое внимание вопросам переброски войск на «восточный фланг» альянса. Отрабатываются различные варианты применения коалиционных группировок против России, с задействованием внеблоковых Грузии, Молдавии и Украины. И, конечно, отмечена опасность вовлечения ВСУ в военные авантюры Пентагона.

«Продолжается военное освоение территории Украины странами НАТО. Усугубляют ситуацию поставки США и их союзниками вертолётов, ударных беспилотных летательных аппаратов, ПТУРов. Достоверно установлено присутствие более 120 сотрудников американских частных военных компаний в населённых пунктах Авдеевка и Приазовское Донецкой области. Они оборудуют огневые позиции в жилых домах и на социально значимых объектах, осуществляют подготовку украинских сил специальных операций и радикальных вооружённых группировок к активным боевым действиям. Для совершения провокаций в города Авдеевка и Красный Лиман доставлены резервы неустановленного химического компонента».

Почерк узнаваемый, он нам хорошо знаком по событиям в Сирии. А за украинским вариантом «Белых касок» дело не станет. То, что не сработало в Сирии, несмотря на массированные медиа-атаки, не сработает и здесь. Но есть варианты и похуже.

«В США пока нет гиперзвукового оружия, но мы знаем, когда оно появится, этого же не скрыть. Всё фиксируется: испытания проходят успешно-неуспешно. Ясно, нам примерно понятно, когда это будет. Поставят Украине гиперзвуковое оружие, а потом под его прикрытием, - это не значит, что завтра будут применять, потому что у нас «Циркон» уже есть, а у них пока нет, - вооружат и будут толкать на Россию экстремистов из соседнего государства, в том числе на отдельные регионы Российской Федерации, скажем, на Крым, при выгодных, как они полагают, для себя обстоятельствах. Они что думают, мы не видим этих угроз? Или думают, что мы безвольно будем смотреть на создаваемые для России угрозы? В этом же вся проблема, нам просто некуда двигаться дальше - вот в чём вопрос, - подчеркнул президент России. - Вооружённые конфликты, кровопролитие - это абсолютно не наш выбор, мы не хотим такого развития событий. Мы хотим решать вопросы политико-дипломатическими средствами, но иметь хотя бы ясные, понятные и чётко изложенные юридические гарантии. Вот, в чём смысл наших предложений, изложенных на бумаге и направленных в Брюссель и Вашингтон, и мы надеемся получить на них ясный, исчерпывающий ответ. Есть некоторые сигналы, что партнёры готовы вроде бы над этим работать. Но есть и опасность, что будет предпринята попытка заболтать, погрузить в какое-то болото все наши предложения, а самим, используя эту паузу, делать то, что они хотят. Чтобы всем было понятно: мы это понимаем и такой поворот событий, такое развитие событий нас, конечно, не устроит».

Что будет в случае, если партнёры не примут мирных предложений Москвы, лучше было бы не выяснять вовсе. Однако все имели возможность заметить, что каждое следующее предложение президента России несговорчивым «партнёрам» всегда заметно хуже предыдущего. Так что лучше не тянуть.

Николай ФИЛИППОВ.